Содержание
Эти удивительные женщины перевернули закостенелые устои и прежде нерушимое правило о том, что миром правят мужчины. Смогли своим талантом и умом доказать, что могут быть не хуже мужчин в деле писательства, в котором женщинам долгое время не было места. Мемуары и редкие примеры прозы и поэзии при монарших дворах со времён Античности — вот и всё, чем могла похвастаться женская литература. Но с появлением этих блестящих талантов, превосходивших мужчин-современников, мнение о «неспособности» женщин во многих сферах пошатнулось.
Первые успешные писательницы стали одними из тех, кто дал толчок желанию выйти из тени мужчин, сломать стереотипы и устаревшие ограничения узколобых консерваторов. Зачатки темы гендерного равенства, феминизма, свободы выбора и развития личности вне зависимости от пола или других неизменных обстоятельств — всё это впервые стало масштабно обсуждаться со времён воцарения монотеизма в религии, ведь в Античные времена женщины, пусть и нечасто, но имели возможность становиться успешными и доказывать свою состоятельность в различных «мужских» сферах деятельности (начиная от поэзии и заканчивая наукой и политикой).
Мы расскажем о самых известных и успешных писательницах, которые изменили «правила игры», установленные мужчинами. (Вопрос авторам: почему нет, например, Сапфо и многих других, не таких «Современных»?)
Джейн Остин (1775—1817)
Джейн Остин называют «первой леди» английской литературы. Она родилась в семье священника Джорджа Остина, человека образованного и умного, который сам обучал своих детей и поощрял интеллектуальные развлечения в доме: любительские спектакли, совместное чтение романов, музыкальные концерты и тому подобное.
Уже в юном возрасте Джейн начала писать ироничные пародии на модные тогда литературные произведения о светских раутах и неправдоподобных романтических историях. Джейн невероятно остроумно высмеивала недалёкость и клишированность авторов того времени, а также устаревшие взгляды на общество.
«Джейн Остин», гл.роли: Энн Хэтэуэй, Джеймс МакЭвой.
Мягкий юмор и ирония сквозят и в ее более поздних, «взрослых» романах, которые стали классикой мировой литературы. Среди них «Гордость и предубеждение», «Разум и Чувства», «Эмма». Главные героини её историй отличаются исключительной независимостью по меркам того времени и часто передают чувства и мысли самой Остин, которая умерла незамужней, что было редкостью для леди её положения.
«Гордость и предубеждение» с Кирой Найтли.
Джейн Остин одна из первых писательниц, которая публиковалась под собственным именем и имела популярность у современников, а количество экранизаций её произведений и биографии — одно из самых высоких серди писателей в целом.
Мини-сериал «Эмма».
Мэри Шелли (1797—1851)
Мэри Шелли не было суждено жить обычной, «правильной» жизнью девушки того времени. Она — дочь известной феминистки и писательницы Мэри Уолстонкрафт и либерального философа, журналиста-анархиста и атеиста Уильяма Годвина. Влюбилась она в соответствующего мужчину — поэта-вольнодумца Перси Шелли и в 16 лет сбежала с ним во Францию, хотя Шелли был на тот момент женат.
В литературе Мэри Шелли стала, по сути, основательницей жанра научной фантастики. Получилось это почти случайно: как-то с мужем и Байроном они обсуждали эксперименты Эразма Дарвина, дедушки создателя теории эволюции. Считалось, что он проводил опыты, воздействуя электрическим током на мертвый организм. Это вызывало сокращение мышц и видимость оживления. Байрон предложил каждому из беседующих написать фантастический рассказ на эту тему. У Мэри Шелли получился целый роман «Франкенштейн, или Современный Прометей», сюжет, который стал классическим и многократно обыгрывался в литературе, театре и кинематографе, а также породил важную и актуальную тему ответственности создателя за своё создание.
«Франкенштейн, или Современный Прометей», гл. роли: Роберт де Ниро, Кеннет Брана
Спектакль «Франкенштейн…», гл. роли: Бенедикт Камбербэтч, Джонни Ли Миллер.
Жорж Санд (1804—1876)
Она же Аврора Дюпен, праправнучка короля Августа Сильного, которая носила мужской костюм, курила сигары, открыто меняла любовников, занималась политикой и называла себя «коммунистка» — это женщина значительно опережала свою время.
Аврора с детства получила прекрасное образование, но также рано начала проявлять красноречие и вольнодумие. После попытки матери выдать её замуж за нелюбимого человека, девушка взбунтовалась настолько, что её отправили на воспитание в монастырь.
В 17 лет Аврора вышла замуж за Казимира Дюдевана, в которого влюбилась из-за одиночества и трудностей в связи с её незамужним статусом. От него она родила двоих детей, но вскоре различия супругов (приземлённость Казимира и возвышенность Авроры) стали все больше рушить отношения между ними. В 27 лет Аврора ушла от мужа, уехала в Париж и с головой окунулась в литературную жизнь.
Начинала она как журналистка, написала два романа в соавторстве с тогдашним любовником Жюлем Сандо, а третий роман создала сама, взяв мужской псевдоним Жорж Санд. За всю свою писательскую деятельность Жорж Санд опубликовала около 30 романов, пьес и книг для детей. Она смогла получить известность при жизни, хотя многие знали, что под псевдонимом скрывается женщина. Писательница сама содержала семью литературным трудом, став первой женщиной-профессиональным писателем.
Кроме того, Жорж Санд была настоящей покорительницей мужских сердец, оставаясь самодостаточной и независимой, что было непростым делом для того периода во Франции. Среди её любовников были Жюль Сандо, Альфред де Мюссе, Фредерик Шопен и т.д.
Шарлотта Бронте (1816—1855)
Английская писательница, старшая из знаменитой литературной семейки сестричек Бронте, первая осознала свой литературный дар и призвание, начав с написания стихов, а потом перейдя на прозу.
Писать она начала под псевдонимом Каррер Белл, чтобы в оценке ее творчества не было ни лести по отношению к женщине, ни предубеждения. Именно под этим именем она опубликовала свой первый роман «Джейн Эйр», который стал одним из самых известных литературных произведений в Англии.
Когда брат Шарлотты и сёстры-писательницы Эмили и Энн умерли друг за другом в течение двух лет, Шарлотта осталась одна с больным отцом и стала активнее заниматься литературой, чтобы обеспечивать его и себя.
«Джейн Эйр» (2011), гл. роли: Майкл Фассбендер, Миа Висиковски.
Шарлотта также серьёзно относилась к образованию девушек, сама преподавала в своё время и даже хотела открыть женскую школу.
Её героиня Джейн Эйр, будучи во многом похожей на свою создательницу и являясь очень сильной личностью, вдохновила многих феминисток и стала образцом для подражания.
Эмили Бронте (1818—1848)
Эмили Бронте жизнь была отведена еще более короткая: в 30 лет она умерла от скоротечной чахотки.
За это время она успела написать только один роман — но какой! Это был сильный, романтический и сумасшедший роман «Грозовой перевал», наполненный человеческими страстями и природными стихиями. Его называют эталоном позднего романтизма и главным романтическим произведением всех времен.
«Грозовой перевал» (1992), гл. роли: Жюльет Бинош, Рэйф Файнс.
А вот как охарактеризовал «Грозовой перевал» современник Эмили Бронте поэт Данте Габриэль Россетти: «это дьявольская книга, немыслимое чудовище, объединившее все самые сильные женские наклонности». Как иронично, что саму Эмили и её роман знают все, а о Россетти — только филологи и очень щепетильные любители поэзии.
Вирджиния Вулф (1882–1941)
В межвоенный период Вулф была одной из самых значимых фигур в Лондонском литературном обществе и являлась членом кружка Блумсбери. Писательница, литературный критик и переводчик, ведущая фигура модернистской литературы первой половины XX века, пацифистка и феминистка, не разделяющая любовь на ярлыки «гетеро» и «гомо». Вулф считала, что в патриархальном обществе, женщины-писательницы нуждались в поддержке, чтобы работать и часто мечтала об аутсайдерском обществе, где женщины-писательницы создают виртуальное личное пространство для себя. Отчасти это воплотилось в Блумсбери и издательстве «Хогарт пресс».
К наиболее известным её работам относят романы: «Миссис Дэллоуэй» (1925), «На маяк» (1927), «Орландо» (1928) и эссе «Своя комната» (1929), содержащее известный афоризм: «У каждой женщины, если она собирается писать, должны быть средства и своя комната». Её романы считаются классическими произведениями «потока сознания». Её работы широко известны во всём мире, также они переведены на более чем пятьдесят языков.
Фильм «Орландо» (1992) с Тильдой Суинтон в главной роли.
Вирджиния Вулф стала одной из центральных фигур феминизма в 1970-х годах, её работы получили много внимания и распространённые отзывы о всех аспектах творчества писательницы.
Фильм «Часы» (2002) с Николь Кидман в роли Вирджинии Вулф.
Она страдала от сильных приступов психической болезни (маниакально-депрессивное расстройство) на протяжении всей своей жизни и покончила с собой, утопившись в реке в 1941 году, в возрасте 59 лет.
Агата Кристи (1890—1976)
Агата Кристи — одна из самых известных авторов детективного жанра, ее книги относятся к наиболее часто публикуемым за всю историю человечества (после Библии и Шекспира). Знаменитый сыщик-бельгиец Эркюль Пуаро вышел из-под ее пера уже в первом романе — «Таинственное происшествие в Стайлз», через 7 лет после него появляется на свет и очаровательная, но слишком умная старушка — мисс Марпл. По словам Агаты Кристи, образ мисс Марпл она списала с собственной бабушки, которая «была беззлобным человеком, но всегда ожидала самого худшего от всех и вся, и с пугающей регулярностью ее ожидания оправдывались».
А еще писательница говорила, что сложные хитросплетения детективных сюжетов рождались и прорабатывались у нее в голове, когда она проводила вечера за вязанием, в обществе друзей или семьи. К началу написания роман был уже готов от начала до конца.
«Убийство в Восточном экспрессе» (1974), гл. роли: Альберт Финни, Ингрид Бергман, Шон Коннери.
Кристи опубликовала более 60 детективных романов, 6 психологических романов (под псевдонимом Мэри Уэстмакотт или Вестмакотт) и 19 сборников рассказов. 16 её пьес были поставлены в Лондоне. Книги Агаты Кристи изданы тиражом свыше 4 миллиардов экземпляров и переведены на более чем 100 языков мира. Ей также принадлежит рекорд по максимальному числу театральных постановок произведения. Пьеса Агаты Кристи «Мышеловка» впервые была поставлена в 1952 году и до сих пор непрерывно демонстрируется. За свои достижения в литературе удостоена дворянского титула «дама».
Сериал «Пуаро» (1989) с Дэвидом Суше, справа в кадре
Джоан Хиксон в роли Мисс Марпл
Маргарет Митчелл (1900—1949)
Маргарет Митчелл — автор всего одного романа, но романа поистине культового. Речь, конечно же, о книге «Унесенные ветром». А ведь до какого-то момента она даже не помышляла о карьере писательницы. Митчелл работала репортером местной газеты в Атланте и ушла с этой должности только из-за того, что получила травму ноги. Тогда она начала работу над романом, которая продолжалась 10 лет. Книга о роковой американской красавице Скарлетт, жившей во времена войны Севера и Юга, о её любви, грехах, жизнелюбии, о «сумерках богов» для старого доброго аристократического общества плантаторов навсегда вошла в золотой фонд мировой литературы.
Свою популярность произведению принесла и легендарная экранизация романа с Вивьен Ли и Кларком Гейблом в главных ролях, которая и сейчас является классикой кинематографа.
«Унесенный ветром» (1939), гл. роли: Вивьен Ли, Кларк Гейбл.
Астрид Линдгрен (1907—2002)
Если вы не знаете, как привить детям любовь к чтению, — дайте им книгу Линдгрен. Так уж получилось, что Линдгрен искренне любила детей и творила исключительно для них. О приключениях смелой и озорной девочки по имени Пеппи Длинныйчулок она рассказывала своей больной дочке, маленькой Карен.
«Карлосон» тоже появился не без помощи дочурки — та однажды сообщала маме, что к ней прилетает маленький человечек по имени Лильонкваст, чтобы поиграть с ней. За эти истории Линдгрен заслужила неофициальное звание «всемирной бабушки».
Мультфильм «Малыш и Карлсон» (1968).
За свою писательскую карьеру создала более 80 произведений для детей, среди которых «Карлсон», «Мио, мой Мио!», «Рони — дочь разбойника», «Приключения Калле Блюмквиста», «Эмиль из Леннеберги».
Урсула Ле Гуин (1929—2018)
Гранд-дама мировой фантастики, одна из трех самых известных, признанных и уважаемых авторов этого жанра.
Родилась в 1929 году в США. Вышла замуж в 24 года, счастлива в браке, родила троих детей. Продолжала писать до самой своей смерти в конце января 2018 года.
Публиковалась с начала 60-х и создала более 20 романов, множество повестей и рассказов, самыми знаменитыми из которых стали циклы о Волшебнике Земноморья и Хайнский цикл.
Мини-сериал «Волшебник Земноморья» (2004).
По семь раз получала премии «Хьюго» и «Небьюла» — самые престижные награды в области фантастики, и удостоена титула «Грандмастер» за вклад в фантастическую литературу.
Аниме «Сказания Земноморья» (2006).
Существует несколько экранизаций её романов и анимационный фильм от студии Гибли и Горо Миядзаки.
Джоан Роулинг (1965)
Британская писательница, сценарист и кинопродюсер, наиболее известная как автор серии романов о Гарри Поттере. Поклонники любовно называют её «мама Ро». Книги о Поттере получили несколько наград и были проданы в количестве более 400 миллионов экземпляров. Они стали самой продаваемой серией книг в истории и основой для серии фильмов, ставшей второй самой кассовой серией фильмов в кинематографе.
Роулинг работала научным сотрудником и секретарём-переводчиком «Международной амнистии», когда во время поездки на поезде из Манчестера в Лондон в 1990 году у неё появилась идея романа о Гарри Поттере. В следующие семь лет умерла мать Роулинг, сама она развелась с первым мужем после эпизода домашнего насилия и жила в бедности с маленьким ребёнком на руках, пока не опубликовала первый роман в серии, «Гарри Поттер и философский камень» (1997), который писала в небольшом кафе в Эдинбурге. Впоследствии она написала 6 сиквелов — последним был «Гарри Поттер и Дары Смерти» (2007), — а также 3 дополнения к этой серии. Сейчас Роулинг начала писать для взрослых читателей, выпустив трагикомедию «Случайная вакансия» (2012) и — под псевдонимом Роберт Гэлбрейт — криминальные романы «Зов Кукушки» (2013), «Шелкопряд» (2014), «На службе зла» (2015).
«Гарри Поттер и философский камень» (2001) — первая часть.
«Гарри Поттер и Дары смерти. Часть 2» (2011) — последняя часть.
За пять лет Роулинг прошла путь от жизни на социальное пособие до статуса мультимиллионера. Она наиболее продающийся автор в Великобритании, с объёмом продаж более 238 миллионов фунтов стерлингов. В 2008 году Sunday Times Rich List оценил состояние Роулинг в 560 млн фунтов, поставив её на 12-е место в списке самых богатых женщин Великобритании. Forbes в 2007 году оценил Роулинг как 48-ю по влиятельности знаменитость, а журнал Time в 2007 году дал ей второе место в номинации «Человек года», отметив социальное, моральное и политическое вдохновение, которое она дала своим поклонникам.
«Фантастические твари и где они обитают» (2016) — приквел Гарри Поттера.
Вот такие они, великие женщины, которые восхищают и вдохновляют миллионы людей.
08.02.2018