Правовой аудит: цели и специфика проведения

0
336

Стабильная экономическая ситуация и поддержка государства развития сферы бизнеса создают благоприятные условия для формирования правильных рыночных отношений, возрастания рентабельности предприятий. Современные компании нуждаются в качественном юридическом сопровождении, корректном оформлении кооперативных отношений, оптимизации обязанностей и финансовых трат. Один из самых удобных и выгодных вариантов – передача некоторых функций, например, правового аудита, квалифицированному посреднику в рамках консалтинга.

Специфика проведения проверки

Синонимом термина «правовой аудит» считают due diligence, что в переводе с английского означает «должная добросовестность». Кембриджский англо-русский словарь предлагает понятия «тщательная проверка», «юридическая и финансовая экспертиза».

Процедура предполагает сверку данных бухгалтерского доклада, показателей экономической отчётности для правильной и объективной оценки финансового положения, изучения корпоративной истории и других правовых вопросов компании, анализа экономических и налоговых рисков. Иногда необходим аудит отдельных документов, сделок (по инициативе инвесторов перед вложением средств, проведением мероприятий формата M & A – слияния и поглощения, при переговорах с банком об открытии кредитной линии). Проверяющий должен установить степень соответствия хозяйственной деятельности компании определённым критериям, правовым нормам, стандартам корпорации.Правовой аудит делят на внешний, который проводится по инициативе вкладчиков (он необходим для третьих лиц, покупки части акций, доли в уставном фонде, выявления значимых рисков) и внутренний (оценка реального состояния компании). Это действенный способ принять эффективное и своевременное решение, защитить инвесторские права. Процедуру может провести штатный юрист компании, а также можно привлечь независимое лицо, специалиста более узкого профиля. Постановка задач и целей зависит от потребностей заказчика. Правовой аудит может быть полным (изучаются все аспекты, риски) или ограниченным (привлекаются профессионалы одного или нескольких направлений: налоговый учёт и риски, документооборот, корпоративная структура, кадры и др.).

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  Дарим цветы правильно

Проверка такого формата актуальна для:

  • холдинговых структур;
  • акционерных обществ;
  • ООО;
  • руководителей, которые впервые или вновь назначены на должность.

Результатом процедуры становится заключение, где указана степень риска, даны рекомендации по устранению нарушений, обозначены пути достижения коммерческой цели.

Этапы реализации правового аудита

Стандартная процедура включает проверку бухгалтерского учёта и оценку налоговых рисков, юридический анализ обязательств и совершённых сделок. Материалы для проверки предоставляет исследуемая компания, используются и данные третьих лиц (ФНС, ИФНС и др.).

Процесс условно делят на 3 этапа:

  • подготовка к проведению. Включает проверку актуальности сведений, направление соответствующих запросов;
  • изучение документации. Анализируются данные за последние 3 года, для корпораций – с момента основания;
  • создание отчёта. Он должен быть структурированным, содержать логически объединённые блоки с выводами практического характера, рекомендации.
ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  Нововведения в автомобили Kia Rio

Организация правового аудита требует значительных трудовых и временных затрат. Чтобы минимизировать их, важно правильно определить задачи, чётко спланировать проведение и сроки выполнения заданий, ответственность сторон за их нарушение.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь