Содержание
Российские спортсмены поехали на Олимпиаду в Пхенчхан в статусе «олимпийских атлетов из России» — в нейтральной форме, экстренно сшитой компанией Zasport после отстранения сборной. На экипировку разрешили нанести только два цвета национального флага — красный и белый — и нашивки «Olympic athlete from Russia» (или сокращенное OAR).
Давайте вспомним, в чем выступали российские атлеты за всю историю современных Олимпийских игр.
На Олимпиадах Россия представляла три разных государства — Российскую империю, СССР и Российскую Федерацию. И отношение этих трех стран к соревнованиям было разное — как и экипировка.
Первые Игры, на которые поехали «наши», состоялись в Париже в 1900 году. Ни о какой командной форме на тот момент не было и речи: в соревнованиях участвовали пять энтузиастов — три фехтовальщика, не получившие наград, и два конника, пожелавшие выступить на показательных выступлениях.
На летнюю Олимпиаду в Лондоне в 1908 году россияне тоже ездили без формы: идеи олимпийского движения тогда еще не были популярны. И это несмотря на то, что русский генерал Алексей Бутовский, автор многочисленных методических разработок по развитию физкультуры и спорта в армии, был соратником Пьера де Кубертена и входил в состав Международного олимпийского комитета с момента его основания в 1894 году. В Лондоне было завоевано первое российское олимпийское золото — чемпионом стал фигурист Николай Панин-Коломенкин, а борец-легковес Николай Орлов и борец-тяжеловес Андрей Петров стали серебряными призерами. В стране это сочли серьезным успехом и сразу создали национальный олимпийский комитет.
1912 — Стокгольм
На летнюю Олимпиаду в Стокгольм в 1912 году поехала делегация уже из 250 человек. На церемонии открытия русские выглядели очень элегантно, что неудивительно, ведь в составе было много представителей знати, в том числе великий князь Дмитрий Павлович и лучший теннисист начала XX века граф Феликс Сумароков-Эльстон.
Российские атлеты на Олимпиаде в Стокгольме, 1912 год
На соревнованиях спортсмены были одеты в белые майки и темные брюки, ничем не отличаясь от представителей других стран: в начале века индустрия спортивной одежды только зарождалась, поэтому экипировка выглядела однообразно — темный трикотаж плюс белые майки. Некоторые источники утверждают, что именно в 1912 году у россиян появились первые опознавательные знаки в виде красно-коричневых нашивок, однако черно-белая фотохроника не позволяет разобрать ни цвет, ни их форму.
Журнал «Искры», выпуск за 1912 год
1952 — Хельсинки
Две мировые войны и смена политической формации перечеркнули участие страны в олимпийском движении до 1952 года. Спустя семь лет после Великой Отечественной войны советские спортсмены приехали в Хельсинки в сдержанных парадных костюмах, трикотажных шароварах и в том, что сегодня бы назвали свитшотами, с минималистичной надписью «СССР» на груди.
Советские легкоатлеты Борис Токарев, Лев Каляев, Леван Санадзе и Владимир Сухарев — серебряные призеры Олимпиады в эстафете 4×100 метров, Хельсинки, 1952 год
Спортивная делегация Советского Союза на торжественном параде в Хельсинки, 1952 год
1956 — Мельбурн
Четыре года спустя качество олимпийской формы заметно улучшилось, и на фотографиях из летнего Мельбурна-56 можно заметить, что швейную резинку сменил воротник с молнией. Так спортивная куртка стала называться «олимпийкой», и это понятие существует по сей день. Форма принесла удачу — сборная впервые заняла первое место в общем медальном зачете, завоевав 98 наград, из них 37 золотых.
Чемпионы Олимпиады по современному пятиборью Иван Дерюгин, Игорь Новиков и Александр Тарасов в Мельбурне, 1956 год
1964 — Инсбурк
В 1960-е жизнь в стране стала налаживаться, что отразилось и на внешнем облике сборной. В Инсбруке-64 советские олимпийцы произвели фурор своими блестящими шубами из нерпы. А в чем еще могли прибыть представители первой космической державы?
Советские лыжницы Евдокия Мекшило, Клавдия Боярских и Алевтина Колчина, взявшие золото в эстафете 3×5 километров на зимних Олимпийских играх в Инсбруке, 1964 год
1968 — Мехико
Следующие полтора десятилетия сборная одевалась в западном стиле — яркие блейзеры, светлые брюки, юбки выше колен у женщин. У самих европейцев в это время уже была иная концепция экипировки сборной — следование самым острым трендам и приглашение модных дизайнеров.
Парадная форма советских спортсменов для летней Олимпиады в Мехико, 1968 год
Борец Василий Меркулов на Олимпийских играх в Мехико, 1968 год
1972 — Саппоро
Но Общесоюзный дом моделей одежды уверенно держал конкуренцию, а на зимних Олимпиадах наши спортсмены продолжали щеголять в натуральных мехах. По воспоминаниям фигуристки Ирины Родниной, на зимней Олимпиаде в Саппоро в 1972 году японцы предлагали обменять два комплекта своей формы на один советский — а ведь речь шла всего лишь о мутоновой шубе. Меха обходились государству недешево, и случались курьезы: по распоряжению Совета министров в 1980 году руководящему и обслуживающему персоналу шубы выделялись не бесплатно, а за 50% от стоимости.
Советская делегация на церемонии открытия Олимпийских игр в Саппоро, 1972 год
1976 — Инсбурк
На зимнюю Олимпиаду в Инсбруке-76 советская сборная приехала в шубах из сурка с роскошными отложными воротниками из лисы и шапками под стать. Абсолютными звездами 1976-го стали наши хоккеисты — статные спортсмены в пушистых шапках на долгие годы вперед определили образ идеального советского мужчины.
Советская сборная на церемонии открытия Олимпиады в Инсбруке, 1976 год
Знаменосец Владислав Третьяк (по центру) на открытии Олимпиады в Инсбруке, 1976 год
1980 — Москва
Летняя Олимпиада-80 проходила в Москве, и советских спортсменов впервые одели в капиталистический Adidas. Узнаваемость бренда была стерта партийным руководством: компании запретили наносить лейбл, а три фирменные полоски заменили на одну широкую (однако, судя по фотоархиву, полоски зашили не на всех экземплярах формы). В спортивных кругах приторговывали экипировкой, костюмы стали символом достатка, а народный фольклор отреагировал на это знаменитым «Кто носит брюки Adidas…».
Парадная форма советских олимпийцев, Москва, 1980 год
Открытие XXII летних Олимпийских игр в Москве
1984 — Сараево
В 1984 году мода на приглашение именитых дизайнеров дошла до Олимпийского комитета СССР — на зимние Игры в Сараево спортсменов собирал Вячеслав Зайцев. Дорогой мех дизайнер удачно заменил на исконно русскую овчину. Женский наряд был дополнен павловопосадским платком, а мужчинам Зайцев предложил смешные шапки с козырьком.
Делегация СССР на зимней Олимпиаде в Сараево, 1984 год
1992 — Альбервиль
В 1990 году СССР распался, и в Альбервиле-92 спортсмены выступали под нейтральным олимпийским флагом как объединенная команда СНГ. Несмотря на все политические катаклизмы, атлеты выглядели модно — двубортные пальто oversize с серыми шарфами и шляпы-федоры в подборках некоторых международных изданий входят в топ самых стильных. Впрочем, «Советский спорт» в том же 1992 году назвал наряды спортсменов «неаппетитными».
Российская сборная на церемонии открытия зимних Олимпийских игр в Альбервиле, 1992 год
1996 — Атланта
По форме, созданной Валентином Юдашкиным в 1996 году для летних Игр в Атланте, догадаться о национальной принадлежности спортсмена невозможно — россияне в ярких соломенных шляпах и белых рубашках с цветными кольцами походили на представителей панамериканского региона.
Российская сборная на церемонии открытия летних Игр в Атланте, 1996 год
2002—2016 годы
В третьем тысячелетии наступила эпоха Bosco di Ciliegi. Компания Михаила Куснировича подошла к делу с имперским размахом, пригласив дизайнеров сверхмодного в нулевые итальянского бренда Etro, добавив в изобилии меха и принты с жар-птицами — в общем, все лучшее и сразу. Спорить об эстетике можно сколько угодно, но Bosco одели в свои костюмы не только восемь олимпийских сборных подряд (и это только российские — а ведь их клиентами были еще украинцы и испанцы), но и едва ли не половину населения России. Bosco Sport удалось повторить успех олимпиек 1950-х годов, причем в условиях товарного изобилия. Форму олимпийской сборной России можно встретить где угодно, причем далеко за пределами спортивных площадок.
Знаменосец сборной России Мария Шарапова на церемонии открытия Игр в Лондоне
Знаменосец сборной России Александр Зубков на церемонии открытия Олимпиады в Сочи
Глава Bosco di Ciliegi Михаил Куснирович презентует форму сборной России в преддверии Олимпиады в Рио-де-Жанейро
2018 — Пхенчан
В начале 2017 года казавшийся бессменным Bosco di Ciliegi уступил никому не известному бренду Zasport. Впрочем, неизвестным он оставался совсем недолго: буквально спустя сутки интернет наводнили комментарии о родственных связях дизайнера марки Анастасии Задориной. На удивление многих, созданная Zasport форма оказалась сдержанной и лаконичной, в стилистике 1960-80-х годов, хотя и минимализм пришелся по душе не всем.
Показ экипировки олимпийской сборной России и casual-коллекции бренда Zаsport в Москве
Владимир Путин на встрече с российскими спортсменами перед Олимпиадой в Пхенчхане, 2018 год