. Европейские математики и физики доказали, что концентрация внимания у типичного современного человека действительно значительно снизилась за последние годы. При этом в растущей «клиповости» сознания виноваты не только социальные сети, пишут ученые в журнале a href=»https://www.nature.com/articles/s41467-019-09311-w» target=»_blank» rel=»nofollow noopener»Nature Communications./a pquot;Мы изучали не индивидуальные, а коллективные особенности концентрации внимания – на этом уровне, действительно, способность человека фокусироваться на одном предмете резко снизилась. Нам было бы интересно понять, как quot;клиповое сознаниеquot; влияет на способность индивидов воспринимать ту информацию, которую они потребляютquot;, — заявил Сун Леманн (Sune Lehmann) из университета Копенгагена (Дания)./p
Каждое поколение родителей, бабушек и дедушек считает, что молодежь их времени была более терпеливой, старательной и ответственной, чем их собственные дети, внуки или прочие молодые люди. Часто подобные стереотипы привлекают внимание ученых, изучающих то, как на самом деле меняются привычки и поведение людей от поколения к поколению.
К примеру, еще в 1970 году известный американский футуролог Элвин Тоффлер заметил, что дальнейшее распространение цифровых технологий приведет к тому, что человечество будет постоянно находиться в состоянии информационной перегрузки. Оно, как предположил философ и многие другие исследователи, привело к формированию так называемой «клиповой культуры». 25 июня 2018, 16:12 Современные дети оказались терпеливее шестидесятников, выяснили ученые
Главным следствием ее развития станет то, что современные люди потеряют способность долго концентрировать внимание, будут гнаться за новыми трендами и пытаться изучить максимальное число интересных им тем, не особо вдаваясь в их содержание, и при этом избегать сложных мыслительных конструкций.
К схожим мыслям пришел еще один известный мыслитель, экономист Герберт Саймон. Примерно в то же время он заметил, что избыток информации заставляет человека расценивать свое внимание как ценный и конечный ресурс. Стремление «экономить» его мешает людям глубоко и долго воспринимать новые сведения и принимать осознанные решения.
Эти идеи, как отмечает Леманн, с одной стороны, были широко приняты обществом, а с другой – вызвали массу споров как среди ученых, так и среди философов. С одной стороны, популярность различных «клиповых» форматов подачи информации действительно резко выросла, а с другой стороны у социологов не было надежных инструментов для наблюдений за тем, как поменялась концентрация внимания всего человечества в целом.
Леманн и его коллеги выяснили, как это можно сделать, воспользовавшись одним из плодов «цифровой революции» – огромным массивом данных, которые были накоплены социальными сетями, «Википедией», а также различными сервисами Google за последние годы.
Ученых интересовала не только статистика посещений различных страниц и постов, но и другое относительно современное явление – то, как часто появлялись различные популярные хэштеги, как быстро они набирали популярность и затем исчезали, уступая место новым модным трендам. 14 декабря 2018, 17:04 Британские ученые усомнились в главном тезисе Маркса и Энгельса
Проанализировав эти данные при помощи сложных статистических алгоритмов, Леманн и его коллеги нашли несколько интересных подтверждений того, что клиповое мышление действительно существует, но при этом они усомнились в исключительной роли интернета в его рождении.
К примеру, в 2013 году самые популярные хэштеги в Twitter, Reddit и других социальных сетях оставались в топе примерно 17 часов, тогда как всего через три года их типичные сроки жизни сократились до 12 часов. Вдобавок, резко сократилось время, необходимое для «разгона» нового хэштега, а также выросла скорость падения его популярности после достижения пика.
Открыв эту тенденцию, математики и физики проверили, существовало ли нечто подобное в других информационных средах. Для этого они собрали и проанализировали статистику по тому, как часто пользователи искали информацию о различных книгах, фильмах и телепередачах в Google, а также покупали и обсуждали всю эту продукцию.
К большому удивлению исследователей, никаких существенных различий они не зафиксировали – популярность книг, кинокартин и даже научных работ менялась абсолютно так же, как и у хэштегов в социальных сетях. Это говорит о том, что в развитии «клипового сознания» виноваты не только социальные сети и интернет, а общая информационная перегрузка общества. 6 декабря 2018, 16:21 Ученые из ВШЭ выяснили, почему пожилые люди медленно читают
В пользу этого говорит то, что во всех этих случаях концентрация внимания одинаковым образом падала вместе с растущим объемом информации, вырабатываемой в соцсетях или других источниках информации каждую секунду или день.
Подобная зависимость, как считают ученые, подтверждает теорию Саймона и говорит в пользу того, что качество восприятия сложных и важных идей, в том числе обещаний политиков, может сильно страдать. Негативные последствия развития «клипового сознания» они планируют оценить в самое ближайшее время.