Чем умнее человек, тем больше вероятности, что он добьется успеха в жизни
Принято считать, что чем умнее человек, тем больше вероятности, что он добьется успеха в жизни. Однако в действительности все далеко не так однозначно.
По мнению американского психолога Дэниела Гоулмена, эмоциональное развитие человека важнее его умственных способностей. Он пишет: «У меня был друг, который, несмотря на выдающиеся умственные способности, вечно прогуливал лекции, болтался без дела и еле-еле окончил институт. Он и сейчас не у дел… С тех пор я не раз убеждался в том, что ум сам по себе не сулит удачи в жизни. Школьные медалисты иногда становятся средними студентами. А обладатели блестящих дипломов не могут найти свое место в жизни. В этом и заключается проблема: академические знания никак не соотносятся с реальными жизненными трудностями. Вся система образования направлена на приобретение теоретических знаний и начисто игнорирует эмоциональное развитие человека, набор тех качеств, которые только и дают ключ к разгадке того, почему при одинаковых умственных способностях один человек процветает, а другой только топчется на месте. Эмоционально одаренные люди обладают бесценным умением рационально распоряжаться природными способностями и образованием, в том числе интеллектом как таковым».
Гоулман является автором термина «коэффициент умственного развития» (IQ). Составляющие этого коэффициента — целеустремленность, умение подчинить свои эмоции достижению цели, способность разобраться в себе, своих чувствах и умение сопереживать и помогать другим людям.
Для оценки IQ можно использовать небольшой тест, приведенный в «АиФ Здоровье» (естественно, что этот тест, также как и другие, дает лишь некоторый очень приблизительный и «усредненный» ответ на поставленный вопрос. В жизни, конечно, все гораздо сложнее. Поэтому не воспринимайте его слишком серьезно, его функция, скорее, развлекательно-вспомогательная. Но в то же время результат теста — повод задуматься.)
Ответьте (да; нет) на приведенные ниже вопросы:
1. Когда дети заняты каким-то своим делом, я не обращаюсь к ним за помощью, так как уверен, что это бесполезно.
2. Узнав, что кто-то из моих старых знакомых приехал ненадолго из другого города, я, несмотря на загруженность, выкрою время и встречусь с ним.
3. Как правило, я определяю, в хорошем или плохом расположении духа находится человек, по одному взгляду.
4. Чтение колонок криминальной хроники в газетах или просмотр теленовостей могут надолго выбить меня из колеи.
5. В хорошем настроении я бываю чаще, чем в плохом.
6. При разговоре с начальством я теряюсь и думаю только о том, чтобы беседа поскорее закончилась.
7. Никогда неумел (неумела) кататься на коньках, но думаю, если бы захотел (захотела), научился (-ась) бы.
8. Я прекрасно себя чувствую в кругу своих друзей.
9. Прежде чем взяться за какое-либо дело, я сначала составлю план, продумаю, с чего начну.
10. Поломка автомобиля, телевизора или холодильника может заставить меня растеряться, а то и впасть в отчаяние.
Подведите итоги: если вы ответили положительно на пункты 2, 3, 4, 5, 7, 8, 9, то вас можно поздравить: коэффициент эмоционального развития у вас довольно высок. Если же положительно вы ответили на 1, 6, 10 пункты, то это уже несколько печальнее, и по поводу своего эмоционального развития стоит задуматься, а может быть, даже пересмотреть свои взгляды на жизнь.