Слава без скандала: как шумиха помогает продавать кино
Какая слава без скандала? Так мы привыкли рассуждать о любом проявлении искусства. Особенно о кино. Есть множество фильмов, вокруг которых когда-либо разгорались горячие споры. Причем еще до проката. Последний пример – шумиха вокруг участия Джонни Деппа в третьей части франшизы «Фантастические твари и где они обитают» по сценарию Джоан Роулинг. По слухам, киностудия не торопится продлевать контракт с известным актером. А все из-за скандала, связанного с его разводом. Мол, негативный шлейф плохо скажется на сборах новой части фильма.
Скандалы преследовали и российскую картину «Матильда» режиссера Алексея Учителя. Два года назад фильм о канонизированном императоре Николае II вызвал небывалый резонанс. Некоторым сюжет картины показался безнравственным. И вот проверить, насколько все непристойно, в кино пошли более двух миллионов человек. Осмелимся предположить, что, если бы не шумиха, зрителей было бы намного меньше. Насколько скандал помогает прокату, узнавала корреспондент «МИР 24» Екатерина Макарова.
Америка 60-х годов. Двое ковбоев Эннис и Джек вдруг понимают, что их тянет друг к другу. Несмотря на то что «Горбатая гора» заработала 170 миллионов долларов и получила три «Оскара», многие люди требовали запретить показ фильма. Слишком откровенной получилась эта история о гомосексуальной любви.
Гей-скандал развернулся и вокруг сказки «Красавица и чудовище». В отличие от мультипликационной версии, лента Билла Кондона спровоцировала волну негодования по всему миру. Дело в том, что в ней закадычный друг главного злодея Гастона – ЛеФу – совсем не скрывает свою нетрадиционную ориентацию, а о таком говорить в детских фильмах ни в коем случае нельзя, возмущались родители. Ленту запретили в Кувейте, ограничили прокат в Малайзии, а в России проверяли на соответствие закону о запрете пропаганды гомосексуализма. Но вопреки скандалу (а может быть, и благодаря) обновленная история любви Белль и Чудовища показала хорошие кассовые сборы – больше одного миллиарда долларов.
Горячие споры в свое время вызвала и драма Мартина Скорсезе «Последнее искушение Христа». Смелая трактовка образа Христа в исполнении Уиллема Дефо, больше похожего на злодея, чем на положительного героя, вызвала отторжение у отдельных зрителей. В адрес кинотеатров, где шла лента Скорсезе, сыпались угрозы. Акции против показа фильма устраивали и в России. Но чем больший резонанс создавал этот фильм в обществе, тем больше поклонников у него появлялось. К слову, так же произошло и с российской драмой «Матильда».
Борьба против «Матильды» Алексея Учителя велась полтора года. Противники фильма устраивали протестные акции, поджигали киностудию «Рок». Они заявляли, что фильм о романтической связи Николая II с балериной Кшесинской порочит честь русского императора. Сам режиссер не раз повторял: никто из съемочной группы не собирался оскорблять царя. В первую очередь, они хотели снять красивую историю любви.
«Мы не могли пойти на какую-то авантюру и делать что-то непотребное, снимать фильм о мелкой любовной интрижке. Это серьезная картина, с огромными сценами. Там есть и коронация Николая II, и Ходынка. Я уверен, что там ничего нет оскорбляющего чувства», – отметил режиссер.
Но, как ни странно, все усилия противников ленты во главе с депутатом Госдумы Натальей Поклонской обернулись для фильма мощной PR-компанией. В первую неделю проката картину с аншлагом показали в кинотеатрах по всей стране.
Похожая ситуация сложилась и со спортивной драмой «Движение вверх» о победе советской сборной по баскетболу на Олимпиаде 1972 года. Родственникам игроков не понравился сценарий. Слишком много фактических неточностей, утверждали они и со своими претензиями даже обратились в суд. Создателям фильма пришлось поменять фамилии нескольких персонажей.
«Такие вещи не могут не огорчать, потому что я много раз повторял, я в этом уверен, что ни один участник съемочной группы, ни один актер, ни один продюсер, ни режиссер, ни оператор даже в мыслях не хотели каким-то образом обидеть или оскорбить уважаемых родственников. Наоборот, хотели возвысить, сделать легенду про них», – сказал режиссер Антон Мегердичев.
В результате лента стала самой кассовой в истории российского кино. Картина «Движение вверх» заработала более двух миллиардов рублей. Некоторые зрители даже по несколько раз ходили в кино. Как говорят кинокритики, даже дурная слава может сыграть на руку.
«Любой черный пиар все равно пиар. Но, к счастью, российский зритель уже дошел до того состояния, когда качество кино доминирует над количеством скандалов», – считает кинокритик Давид Шнейдеров.
Но предсказать заранее, что больше повлияет на успех того или иного фильма – звездные актеры или провокации, – невозможно. Фильму «Лето» Кирилла Серебренникова, например, скандалы не очень помогли. Артхаусная лента хоть и получила много призов на кинофестивалях, но в прокате провалилась. Поэтому надеяться, что скандал поможет заработать, режиссерам и продюсерам, не стоит. Качественное кино и без лишней шумихи найдет отклик у миллионов зрителей.
Екатерина Макарова