Содержание
В 1856 году известный поэт и публицист Джон Гринлиф Уиттьер написал стихотворение, в котором рассказал об одной красивой женщине, которая однажды встретила городского судью. Между ними сразу же пробежала искра, но они так и никогда не признались друг другу в своих чувствах. Каждый из них обзавелся своей семьей, но ни он, ни она никогда не забудут ту встречу.
Уиттьер в своем стихотворении пишет, что каждый из них упустил возможность быть действительно счастливым. Особенно выделяется одна фраза, в которой говорится: «А все могло бы быть…». Ее можно применить и к нашей статье, ведь действительно, все могло бы быть иначе, если бы некоторые творения знаменитых художников были окончены.
Причины, почему многие не заканчивают свои картины, разные. В некоторых случаях создатели картин умирают слишком рано, в других же художники просто начинают что-то новое и забывают о своем шедевре. Мы никогда можем не узнать, что некоторые работы были не завершены, но почти во всех случаях нам остается задуматься о том, что могло бы быть, если бы их все же закончили.
Леонардо да Винчи, «Святой Иероним»
Леонардо да Винчи считал себя скорее инженером, чем художником, поэтому у него очень много неоконченных картин. Его картина «Святой Иероним» – незавершенное произведение искусства, но, несмотря на это, данная картина является уникальной, поскольку, в ней наглядно олицетворен подход великого Леонардо к изобразительному искусству. Картина датируется примерно 1480 годом, и на ней изображен святой отшельник на фоне скалистых гор, который держит в руках камень, призванный подавлять его плотские желания. Незавершенная картина, скорее всего, оставалась у да Винчи до его смерти, но неясно, что с ней произошло потом. Самое раннее упоминание о ней относится к XIX веку в завещании швейцарского художника Агелика Кауфмана. Затем работа исчезла и позже была куплена кардиналом Жозефом Фешем, дядей Наполеона. Он узнал, что картина была разрезана на пять частей. После того, как Фешу удалось отыскать и выкупить все фрагменты, он снова собрал картину воедино. Работа была позже куплена Папой Пием IX и выставлена в музее Ватиканской пинакотеки. Удивительно, что эта редкая картина осталась практически неизвестной, но она по-прежнему является удивительной работой знаменитого Леонардо да Винчи.
Густав Климт «Портрет Марии Мунк» (третий вариант)
Это была последняя третья картина из серии портретов Рии Мунк, сделанных на заказ для ее скорбящего семейства. После расставания со своим возлюбленным в конце 1911 года Риа покончила жизнь самоубийством, выстрелив себе в грудь. Мать Рии поручила Густаву Климту нарисовать портрет ее дочери. Его первые два варианта этой картины были не приняты семьей Мунк, а третий так и не был окончен. Но незавершенная картина дала возможность взглянуть на методы работы Климта.
На портрете Риа стоит боком, и повернувшись лицом к зрителю, и улыбается. Лицо и окружающие детали закончены, но платье и пол так и не были прорисованы. Глядя на это полотно, складывается впечатление, что вдохновение нагрянуло на Климта спонтанно и неожиданно. Художник рисовал сразу на холсте, вместо того, чтобы, как обычно, сначала подготовиться и создать серию черновиков. Портрет отправился в музей современно искусства в Линце, но позже вернулся к наследникам матери Рии. Портрет был продан в 2010 году примерно за 27,8 млн. долларов.
Гилберт Стюарт «Портрет Джорджа Вашингтона»
Гилберт Стюарт создал более 100 портретов Президента США Джорджа Вашингтона. На первой картине художника (так называемый «Воганский портрет») Президент изображен выше пояса. Тем не менее, самым известным в серии является «Атенеумский портрет», который был начат в 1796 году по просьбе жены Вашингтона Марты. Это изображение с небольшими изменениями, наверняка, видел в жизни практически каждый из нас, ведь именно оно находится на аверсе банкноты в один доллар США. Картина не была закончена, и Стюарт спросил Президента, не сможет ли он помочь ему в будущих портретах. Было сделано более 75 реплик. Оригинальные незавершенные картины стали известны как «Атенеумские портреты», потому что они были приобретены библиотекой в Бостоне «Athenaeum» после смерти Стюарта в 1828 году.
Жак Луи Давид, «Смерть Марата»
Во время эпохи террора в 1793 году Жак-Луи Давид нарисовал картину в память о своем убитом друге Жане Марате. Давид нарисовал идеализированный образ Марата, в соответствии со своим представлением о друге. Голова Марата тяжело лежит на плече, а его правая рука свисает вниз. Окровавленный нож лежит подле тела Марата, а на его теле видны открытые раны. Известно, что Давид был сторонником Французской революции, и его исторические картины рассматривались как призыв к политическим действиям. «Смерть Марата» была заказана Робеспьером, но позже она была возвращена Давиду. Картина в настоящее время находится в Королевском музее изящных искусств Бельгии.