Содержание
Влияние кино на людей не переоценить. Каждый смотрит как минимум один фильм в несколько дней, целиком или частями.
За полвека на человека приходится около 18 тысяч просмотренных кинолент. А это примерно 27 тысяч часов. И о том, сколько информации остается в мозгу зрителей, стоит только догадываться. За частую многую информацию мы получаем через киноленты — исторические моменты, биографии, чувства главных героев, отношение общества к проблеме. С помощью визуальных и акустических форм подачи главной идеи фильма человек лучше усваивает такую информацию. Игровое кино, естественно, несет в себе меньшую смысловую нагрузки, в первую очередь заставляя прочувствовать простые эмоции — радость, гнев, страх. А вот историческое и документальное кино помогает узнавать новые данные о разных странах, событиях и явлениях.
Самые первые фильмы были черно-белыми
Сегодня мало кто задумывается, а как же появилось кино и какой самый первый фильм в мире увидели зрители? Итак, с чего же все начиналось.
Самый первый фильм
Официально кинематограф появился в 1895 году. Но вот самые первые фильмы начали снимать еще за несколько лет до этой даты. В 1888 году француз Луи ле Принц, который проживал в Англии, снял первую кинокартину в мире. Она получила название «Сцены в саду Раундхэй» или «Roundhay Garden Scene». Картина получилась благодаря новой для той эпохи технологии – это запись на бумажную пленку, которая была покрыта фотоэмульсией.
«Сцены в саду Раундхэй» — самый первый фильм
Хоть сама технология появилась на четыре года раньше фильма, в 1884 году, но именно Луи ле Принц, стал первым ее использовать. Фильм «Сцены в саду Раундхэй» длился всего 1,66 секунды. За это время автор успел запечатлеть прогулку нескольких людей в саду. В кадр попали сын режиссера, его теща с мужем, а так же друг семьи Харриет Хартли. Француз Луи ле Принц снял еще и фильм «Движение транспорта по английскому мосту Лидс». Но мир так его и не увидел, поскольку в 1890 году режиссер пропал на поезде, следующем из Джидона в Париж, и не был найден.
Кадр из фильма Луи ле Принца
Официальный первый фильм в мире
Самый первый фильм, который получил широкое распространение, был снят в 1895 году — «Прибытие поезда на вокзал Ла-Сиоты» («L'Arrivée d'un train en gare de la Ciotat»). Начало эпохи кинематографа положила именно эта картина. Это документальная короткометражная лента, который сняли и публично показали братья Люмьер. С тех пор Огюст Луи Мари Николя и Луи Жан считаются родоначальниками кино. В русскоязычных источниках этот 49-секундный фильм известен под названием «Прибытие почтового поезда» или «Прибытие поезда».
Прибытие поезда на вокзал Ла-Сиоты — самый первый фильм братьев Люмьер
Этот фильм имеет довольно незамысловатый сюжет. На экране демонстрируется остановка поезда на железнодорожной платформе вокзала Ла-Сиота, а так же идущие вдоль вагонов пассажиры. Но, несмотря на это, картина стала широко известна. По некоторым данным, показ фильма шокировал публику того времени, поскольку она была психологически не подготовлена воспринять «ожившее» изображение поезда. Люди отскакивали от экрана, боясь быть сбитыми поездом.
Братья Люмьер — родоначальники кинематографа
Фильм братьев Люмьер стал каноническим произведением кино. Это случилось как раз благодаря тому, что впервые в истории авторы на плоском экране выразительно передали движение в перспективе – поезд появлялся вдалеке, проходил справа налево наискось на первый план через весь экран и дальше уходил за левый край экрана. Это создавало впечатление пространства. А кроме этого, в короткометражке в одном кадре показали людей крупным, средним и общим планами.
В фильме демонстрируется первый так называемый «бродячий сюжет» немого кино. После выхода «Прибытие поезда на вокзал Ла-Сиоты» операторы всего мира начали создавать аналогичные ленты на других вокзалах мира. К примеру, в 1898 году Жорж Мельес выпустил две версии сюжета: «Прибытие поезда на вокзал Венсанна» и «Прибытие поезда на вокзал Жуанвиля».
Режиссер Жорж Мельес
Впервые на широком экране фильм братьев Люмьер показали 6 января 1896 года. Несмотря на общепринятое мнение, которое есть даже в учебниках истории кино, «Прибытие поезда на вокзал Ла-Сиоты» не крутили на знаменитом платном киносеансе в Париже на бульваре Капуцинов (в «Гранд-кафе»).
Кстати, в России фильм братьев Люмьер нашел отклик. Его фрагмент даже был взят в советскую картину «Человек с бульвара Капуцинов». Впрочем, там история раннего кинематографа была отражена иронично.
Самый первый звуковой фильм в мире
Музыкальный фильм «Певец джаза» стал первым в истории полнометражным кино со звуком. В картине использовалось озвучивание синхронных реплик. Выход ленты в 1927 году означал закат эпохи немого кино. В то время звук записывали по технологии «Вайтафон».
Фильм «Певец Джаза» — первый звуковой фильм
В картины «Певец Джаза» в главной роли снялся Эл Джолсон. Он исполнил шесть музыкальных номеров. Съемки обошлись в кругленькую сумму – 422 тысяч долларов. В то время даже компания Уорнер тратила на свои творения меньше. Впрочем, в лентах и до «Певца Джаза» присутствовали звуковые диалоги. Но все кино были короткометражными. Только в 1921 году в нью-йоркском кинозале показали полнометражный фильм «Улица грез» Гриффита, где был один песенный эпизод и несколько шумов толпы.
Фильм «Певец джаза» первый полнометражный звуковой фильм
А вот в «Певце Джаза» было много песенных и речевых эпизодов. Кстати, звук для картины записал Джордж Гроувз, режиссером же был приглашен Алан Кросланд. К тому времени он уже имел опыт звукового производства. Гроувз работал над картинами «Старый добрый Сан-Франциско» и «Дон Жуан». Они вышли в то время, когда «Певец Джаза» только был в производстве.
Самый первый мультипликационный фильм в мире
Эксперты никак не придут к единому мнению, какой же мультфильм считать первым. За это право могут побороться как минимум три картины: «Комические фазы весёлых рожиц», «Отель с призраками» и «Фантасмагория». А первооткрывателем рисованных фильмов можно назвать Джеймса Стюарта Блэктона или Эмиля Коля.
Впрочем, считается, что все же «Фантасмагория» стала первым из мультфильмов. Некоторые специалисты уверены, что до 1900 года «оживающий волшебный рисунок» для камеры Эдисона создал Джеймс Стюарт Блэктон. Он сочетал искусство графики и технику кино, таким образом, явив динамичную сферу мультипликации.
«Комические фазы весёлых рожиц» — один из первых мультипликационных фильмов
В 1906 году Блэктон использовал прием в фильме «Комические фазы весёлых рожиц» («Humorous Phases of Funny Faces»), а в 1907 году в «Отеле с призраками». Последний стал пользоваться у зрителей большим успехом. Там технология «оживания» неодушевленных предметов была особенно эффектной.
Впрочем, все эти мультики Блэктона не были полноценными в нашем понимании. Они только демонстрировали возможности, которые позже были применены в «Фантасмагории». Именно эту мультипликационную картину, которая собрала в себе все технологии и приемы того времени, большинство экспертом называют первой в мире.
«Фантасмагория» — первый европейский мультипликационный фильм
Мультфильм «Фантасмагория» нарисовал французский художник-карикатурист Эмиля Коля. Публике картину показали 17 августа 1908 года. Мультик создали при помощи темных линий на белой бумаге, затем их отпечатали на негативе, тем самым создав эффект рисования мелом. Для создания 1,5 минутной ленты было нарисовано более 700 рисунков.