Самые большие скандалы в истории советской культуры

0
680

Культура в Советском Союзе должна была являться частью социалистической идеологии. Если в каких-то произведениях литературы, музыки или искусства просматривалось нечто идущее вразрез с официальной линией партии, это могло привести к гонениям и даже к репрессиям. Вот несколько самых громких скандалов советской эпохи, связанных с культурой.

Кампания против Станиславского

В конце 1923 года начались нападки на Константина Сергеевича Станиславского, основателя МХАТа. Все дело было в том, что он отказывался вести в своем театре революционную пропаганду, ставить пьесы «нового времени». Так, в сатирическом журнале «Крокодил» была размещена карикатура, подпись под которой гласила: «Режиссер Московского Художественного театра К.С. Станиславский заявил американским журналистам: „Какой это был ужас, когда рабочие врывались в театр в грязной одежде, непричесанные, неумытые, в грязных сапогах, требуя играть революционные вещи“». Хотя на самом деле режиссер никаких интервью американской прессе не давал.

Спасло Станиславского только то, что в середине 30-х годов советская власть взяла курс на возрождение русского патриотизма, и в театральном искусстве стали приветствоваться классика и «академизм». В 1936 году маэстро русского театра даже присвоили звание народного артиста СССР.

Гонения на «Веселых ребят»

Фильм Григория Александрова «Веселые ребята» и сегодня считается классикой советского кинематографа. А ведь история его была совсем не простой.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  Самые страшные легенды московского метро

Картина вышла на экраны осенью 1934 года. Несмотря на то, что она быстро стала популярной среди простых зрителей, а также получила на Международной киновыставке в Венеции сразу две премии: за режиссуру и музыку, такого количества отрицательных рецензий в прессе не выходило до этого ни на один советский фильм. Писали, что «Веселые ребята» подражают второсортным голливудским джазовым комедиям, что шутки в фильме пошлые и безвкусные, что на съемках издевались над животными, а музыка композитора Исаака Дунаевского является плагиатом: будто бы тот же марш пели мексиканские крестьяне…

Однако «Веселые ребята» очень понравились Сталину, даже посмотревшему фильм несколько раз. Именно он отдал приказ прекратить критику картины в прессе.

Роковая «Леди Макбет»

28 января 1936 года газета «Правда» опубликовала статью без подписи под названием «Сумбур вместо музыки». Речь шла об опере «Леди Макбет Мценского уезда», музыку к которой написал еще молодой тогда композитор Дмитрий Шостакович. Автор утверждал, что музыка в опере представляет собой какофонию, а пение «заменено криком». Стиль композитора был назван «мелкобуржуазным новаторством». Упоминалось также об успехе, который имеет эта «несоветская опера» за границей.

После этого Ленинградский Малый оперный театр снял «Леди Макбет» с репертуара. Была отменена и премьера Четвертой Симфонии Шостаковича. Сам он всерьез опасался ареста, тем более одна киевская газета назвала его «врагом народа». Говорят, что спас его Сталин, который считал Шостаковича все же талантливым композитором и был уверен в его благонадежности.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  Самые лучшие новогодние елки мира — рейтинг Forbes

Постановление о «Звезде» и «Ленинграде»

14 августа 1946 года вышло Постановление Оргбюро ЦК ВКП(б) о журналах «Звезда» и «Ленинград», в котором критиковались как «идеологически вредные» произведения авторов этих изданий, в частности, Анны Ахматовой и Михаила Зощенко. Например, об Ахматовой говорилось, что она «является типичной представительницей чуждой нашему народу пустой безыдейной поэзии», а Зощенко упрекали в том, что в рассказе «Приключения обезьяны» он слишком примитивно и упрощенно изображает советских людей.

21 августа постановление была опубликована в «Правде», а 4 сентября Союз писателей СССР исключил Зощенко и Ахматову из своих рядов. Долгие годы эти литераторы находились в опале, их произведения не издавали. Пресловутое постановление было официально отменено лишь в 1988 году, когда обоих уже не было в живых.

«Левые» концерты

В советскую эпоху эстрадные артисты получали за свои выступления весьма скромные гонорары по государственной концертной ставке. Разумеется, многие не гнушались участвовать в «леваках» — неофициальных концертах, за которые государство не получало ни копейки.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  Что такое Тадж-Махал? История печальной и прекрасной любви

15 января 1955 года газета «Советская культура» опубликовала статью Н. Кривенко «То, чего не видит зритель…». Главным героем ее был тогдашний директор Мосэстрады Николай Барзилович. Он обвинялся в организации «леваков». Упоминались в статье и некоторые артисты, участвовавшие в таких мероприятиях.

Барзиловичу эта публикация стоила должности. Но поскольку на дворе стояли уже хрущевские времена, его не посадили.

«Дело Александрова»

В марте 1954 года министром культуры СССР был назначен Георгий Федорович Александров. Но в ходе кампании, начатой Хрущевым против председателя Совмина Маленкова всплыл прямо-таки убойный компромат. Оказалось, что якобы в Валентиновке, на даче некоего писателя Кривошеина, существует тайный бордель для элиты, в котором работают студентки Щукинского театрального училища, а их клиентами являются партийные и государственные руководители. В числе прочих называлась и фамилия Александрова.

Правда, в официальных источниках версия об элитном борделе не упоминалась. 11-12 марта 1955 года на Всероссийском совещании работников культуры была высказана резкая критика в адрес главы Минкульта: его обвинили в консерватизме, оторванности от практических задач… 22 марта вышел указ Булганина об освобождении Александрова от занимаемой должности. Также его отстранили от депутатских обязанностей и отправили в Минск, где он работал заведующим сектором диалектического и исторического материализма Института философии и права АН Белоруссии. Но вся эта история сильно подорвала его здоровье: бывший министр скончался в 1961 году в возрасте всего 53 лет.

источник

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь