—>
Прибыльность от продажи бензина на АЗС снизилась в 10 раз с начала 2019 года, почти до нуля. Российский топливный союз, объединяющий независимые сети заправок, называет ситуацию критической, но рассчитывает избежать банкротств.
Российские автозаправки фактически перестали зарабатывать на продаже бензина, говорится в материале журнала Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи «Биржевой товарный рынок России». За вычетом стоимости топлива, фискальных платежей и затрат на работу станций, их чистая маржа приблизилась к нулевой.
Гендиректор инвестгруппы «Петромаркет» Иван Хомутов в беседе с РБК подтвердил, заработать на продаже литра бензина АИ-92 заправки могут в среднем 50 копеек, на реализации АИ-95 – 1,9 рубля. Для сравнения, до наступления кризиса рентабельности маржа на отпуске литра 92-го бензина составляла порядка 5 рублей, а маржа с литра 95-го – 6,5 рубля. Соответственно, прибыльность бизнеса АЗС упала в разы. Аналитики Thomson Reuters Kortes падение доходности заправок подтверждают. По их данным, коэффициент прибыльности работы станций в европейских регионах РФ составляет от 8% до 11%, а в Сибири – и вовсе от 5% до 8%. Оптимальным рыночным показателем считается 20%.
Хомутов говорит, прибыль заправок начала стремительно падать после того, как в конце апреля нефтеперерабатывающие заводы начали резко повышать цены на топливо для оптовиков, вслед за ними расценки пересмотрели нефтебазы. Последние, в свою очередь, повысили цены, дабы не работать себе в убыток. В Федеральной антимонопольной службе уже заявили, что на минувшей неделе нефтяники нарушили требование правительства, согласно которому поставки бензина и солярки на внутренний рынок должны возрасти на 2% относительно 2017 года.
В Московской топливной ассоциации отмечают, на заправках наблюдается плавный рост цен на топливо. В среднем литр бензина за неделю подорожал на 4-7 копеек. Для сравнения, биржевые котировки 92-го бензина в промежутке с середины апреля до середины мая повысились сразу на 23%, а 95-го – на 18%, однако после вмешательства антимонопольного ведомства с 22 мая цены начали движение вниз. Президент Российского топливного союза Евгений Аркуша резюмирует, рентабельность АЗС подкосило невыполнение участниками биржи и мелкими оптовиками требований правительства об объемах поставок продукции на внутренний рынок.