Роман Третьяков: «Чем тяжелее живем, тем больше шутим»
Стендап-комик Роман Третьяков весь год писал шутки, а теперь отправился на гастроли по югу России. На нескольких сольных концертах комик уверенно выжимал из людей слезы смеха. В преддверии очередного выступления в Геленджике Роман рассказал нам о главном месседже своих текстов и юморе, который ему не нравится. Эксклюзивно для ИА «Экспресс-Новости».
— Рома, выступления комиков на телевидении и вживую в барах – в чем разница?
— В общении комика с аудиторией. Это как смотреть на актера в кино, а потом прийти на его спектакль и увидеть его работу на сцене. В баре у зрителей есть возможность выкрикнуть что-то из зала, задать вопрос и сразу получить реплику со сцены.
Кроме того, телесмотрение предполагает выбор. Живое выступление — нет. Приходя в бар, зритель не может переключиться на «вынос мозга» с Прокопенко или «бабкины слюни» с Малаховым, он вынужденно настраивается на комедию и неизбежно уходит из бара в прекрасном расположении духа.
— Зачем люди приходят в бары на стендап? Что они ожидают увидеть?
— В места массовых сборищ народ приводит желание лишить себя индивидуальности. Человеку важно на короткое время избавиться от себя любимого и стать чем-то большим: зрителем, аудиторией, чьим-то фанатом. Живые выступления комиков очень к этому располагают.
— Популярность стендап-шоу возрастает. Как ты думаешь, чем обусловлен интерес к юмору в нашей стране?
— Смех это защитная реакция организма. Самые лучшие темы для шуток в стендап-комедии это боль, разочарования, утраты. Интерес к юмору в стране обусловлен тем же — чем тяжелее живем, тем больше шутим.
— Как ты определяешь: успешным было твое выступление или нет?
— Если речь идет о выступлении на «Открытом микрофоне», когда я пробую сырой материал, то смех с аплодисментами – это показатель шутки. Если за 5 минут люди сильно смеялись два или три раза, выступление удалось.
К тому же, всегда есть разница между тем, как зритель встречает и провожает комика. Если тебя проводили более шумно, чем встретили, результат отличный.
Если речь идет о работе на длинной дистанции (30 — 45 минут), то тут показателем хорошей работы является плотность юмора. В идеале комик должен привести зрителя к своеобразному комедийному катарсису, когда выходя из зала, люди вытирают слезы.
— Нужно ли прожить интересную жизнь, чтобы написать хорошие шутки? Или самое смешное в обыденном?
— Ответить на этот вопрос можно двумя формулировками: «Зритель, используя профессиональную деформацию комика, хочет переоценить свой взгляд на действительность» или «смешное в необычном взгляде на обычные вещи». Первая формулировка интересная, вторая понятная. Интересная жизнь – не всегда повод для шуток. Зритель приходит на стендап, потому что хочет узнавать себя в том, что комик говорит с сцены. Если тема или шутка слишком оригинальная, то зритель будет испытывать интерес, но добиться смеха вряд ли удастся.
— Чей юмор тебе не нравится?
— Цыганский.
— Главное достижение в твоей жизни?
— Красный диплом журфака МГУ.
— Хотел бы поехать с сольным концертом за границу?
— Очень.
— Где бы выступил?
— На всех площадках мира. Потому что я люблю выходить на сцену, люблю комедию и люблю воплощать свои мечты в реальность.
— Что ты сообщаешь через юмор? Какой твой главный месседж?
— «Обман – это плохо». Мне кажется, это самое важное.
— В будущем ты бы мог открыть школу стендапа или написать книгу в стиле «Stand Up. Библия комедии»?
— Школу стендапа я могу открыть и сейчас. Написать книгу – тоже. Но на текущем этапе моего творчества выступать мне нравится больше.
— Если не стендап, то, что?
— Литература.
— Как ты считаешь, можно ли всю жизнь посвятить юмору? Попробуй представить, как в 90 лет ты сидишь на стуле в коридоре и пишешь шутки. Прокомментируй свои ощущения.
— Если в 90 лет я пишу шутки, то совершенно очевидно, что я занимаюсь тем, что делаю лучше всего и тем, что доставляет мне наибольшее удовольствие. Если я пишу шутки в 90, значит, у меня по-прежнему хорошо работает голова, и это прекрасно.
— Расскажи, где и когда будут ближайшие сольники?
— 05.06 — Геленджик, 06.06 — Анапа, 07.06 Керчь, 13.06 — Кропоткин, 25.06 — Москва. Приглашаю всех на концерты.
— Сколько на твой взгляд должен стоить билет на сольный концерт, над которым ты работал год? С точки зрения трудозатрат.
— Важно не сколько стоит билет, а выйдет ли человек с концерта, вытирая от смеха слезы. Если да, то билет бесценен.
— На каких интернет-платформах можно увидеть твои выступления?
— Пока это только RuTube, там два моих выступления из программы «Открытый микрофон». У себя в Инстаграм (@roman_tretyakov_) я публикую афиши своих выступлений. Выходит, что посмотреть можно только живьем, но я думаю над тем, как разместить самые лакомые кусочки у в себя в инсте и, скорее всего, скоро буду это делать.
Беседовала Дарья Шуклецова.