Содержание
Родительская суббота перед Троицей: что мы можем сделать для умерших. Молитвы
Троицкая или Вселенская родительская суббота в 2019 году выпадает на 15 июня. Субботу перед Троицей православная церковь посвящает поминовению всех усопших — от прародителя человеческого рода Адама до наших дней.
Это вторая Вселенская родительская суббота в году, в которую проводятся особые богослужения в храмах — читаются молитвы об отпущении грехов и даровании вечной жизни.
В субботу перед Троицей заупокойную службу называют: “Память, совершаемая всех от века почивших православных христиан, отец и братии наших”.
История и суть субботы перед Троицей
Самый древний поминальный день в христианстве, наверное, Вселенская родительская суббота перед Святой Троицей. Он был установлен с апостольских времен — с 1 века от Рождества Христова. Совершается эта поминальная суббота всегда накануне Троицы – отсюда и название.
В эту субботу, согласно преданию, христиане гонимые и никем не признанные, собирались вместе, чтобы почтить память казненных и замученных братьев и сестер по вере, которые не получили должного погребения.
Поминать в родительскую субботу перед Троицей всех от века почивших православная церковь считает важным. Потому, что День Святой Троицы считается своеобразным днем рождения Вселенской Апостольской церкви, а Троицкая суббота, как бы является последним днем Ветхозаветной церкви перед раскрытием во всей полноте церкви Христовой.
Поминать в родительскую субботу перед Троицей всех от века почивших православная церковь считает важным
Святой Дух, как говорит Церковь, сошел на землю в день Пятидесятницы для того, чтобы освятить, научить и привести людей к вечному спасению. Поэтому, священнослужители в родительскую субботу призывают всех людей совершить поминовение для того, чтобы очистить спасительной благодатью Святого Духа все души.
Во время службы в эту субботу вспоминают притчу о Страшном суде живых и мертвых, с тем, чтобы каждый человек помнил, что ответить за совершенные греховные деяния придется во время Суда.
Церковь дает шанс на спасение души каждому, поэтому и установила ходатайствовать не только за живых, но и за всех, от века умерших, особенно тех, кто скончался внезапной смертью, и молит о их помиловании Господа.
Cуббота перед Троицей
Определенной даты в церковном календаре родительская суббота перед Троицей не имеет, так как привязана ко дню празднования Пасхи. Православная церковь отмечает его на девятый день после Вознесения — в субботу перед Святой Троицей или Пятидесятницей.
В церковном календаре в году семь родительских суббот – Троицкая шестая из них. Все, кроме одной — Поминовение усопших воинов 9 мая, имеют переходящую дату. В православных храмах в эти субботы совершается особое поминовение умерших православных христиан.
Среди родительских суббот особо выделяют Вселенские – Православная церковь в эти дни молитвенно поминает вообще всех умерших.
Таких родительских суббот в году две: Мясопустная (за неделю до начала Великого поста, которую в 2019 году отмечают 2 марта) и перед Троицей. В эти субботы совершаются особые богослужения — вселенские панихиды.
В этот день особенно молятся за тех, кого настигла безвременная смерть в чужой стране, вдали от родных, в горах, в море, в сражении, от инфекционных болезней или голода, во время стихийных бедствий, кто перед смертью не успел покаяться, и над кем погребального обряда не было совершено.
Основываясь на апостольском учении, Церковь установила совершать это общее, вселенское поминовение, чтобы никто, где, когда и как бы ни кончил земную жизнь, не лишился ее молитв.
Что обязательно нужно сделать в день Родительской субботы
Самое главное – это помянуть добрым словом всех тех, кто когда-то ушел из жизни. Священники настаивают на посещении храма и присутствии на утренней или вечерней службе. Также, можно заказывать сорокоусты и подать записки “об упокоении”, чтобы за людей, которых уже нет с нами, помолились.
В родительский день можно заказывать сорокоусты и подавать записки “об упокоении”
Раньше верующие ездили на кладбище в Родительскую субботу, убирали вокруг могилок и клали на них угощения – сладости, выпечку. На сегодняшний день церковь благословляет всех на подобные действия.
У кого нет возможности попасть в храм или навестить умерших близких на кладбище, отчаиваться не стоит – искренней молитвы и поминального обеда будет вполне достаточно.
Священники предупредили о том, чего нельзя делать в этот день:
- Ссориться;
- Злоупотреблять спиртными напитками;
- Скорбеть;
- Отказывать просящим в помощи.
Алкоголь и Родительская суббота
Во-первых, священники неоднократно повторяли, что поминать умерших спиртными напитками нельзя, так как само по себе употребление алкоголя – грех. Во-вторых, сейчас идет Великий пост, на котором спиртное под строгим запретом, как и продукты животного происхождения.
Поминать умерших спиртными напитками нельзя
Вспомнить об ушедших из жизни родных и любимых людей можно и добрым словом, молитвой, и нет нужды для этого напиваться до упаду.
Родительские субботы в 2019 году
Нередко эти особые дни поминовения усопших называют «вселенскими родительскими субботами». Это неверно. Вселенских поминальных суббот две: Мясопустная (в субботу, предшествующую Неделе о Страшном суде) и Троицкая (в субботу, предшествующую празднику Пятидесятницы, или называемому еще праздником Пресвятой Троицы – дню рождения Церкви Христовой).
Основной смысл этих «вселенских» (общих для всей Православной Церкви) заупокойных богослужений – в молитве за всех преждепочивших православных, независимо от их личной близости нам. Это дело любви, не разделяющей мир на своих и чужих. Основное внимание в эти дни – всем тем, кто соединен с нами высшим родством – родством во Христе, и в особенности тем, кого некому помянуть.
Родительские субботы в 2019 году выпадают на следующие даты:
- Вселенская родительская суббота (мясопустная) – 2 марта 2019 года;
- Суббота 2-й седмицы Великого поста – 23 марта 2019 года;
- Суббота 3-й седмицы Великого поста – 30 марта 2019 года;
- В субботу 4-й седмицы Великого поста – 6 апреля 2019 года – предпразднство Благовещения, поэтому заупокойная служба не совершается;
- Поминовение усопших воинов – 9 мая 2019 года;
- Радоница – 7 мая 2019 года;
- Троицкая родительская суббота в 2019 году – 15 июня 2019 года;
- Димитриевская родительская суббота – 2 ноября 2019 года.
Для преимущественного поминовения лично нам дорогих людей существуют другие родительские субботы. В первую очередь это 2-я, 3-я и 4-я субботы Великого поста, и кроме них – установленная в Русской Православной Церкви Димитриевская родительская суббота, которая изначально была предназначена для поминовения воинов, павших в Куликовской битве, но постепенно стала общим поминальным днем.
Эта поминальная служба выпадает на субботу, предшествующую памяти св. вмч. Димитрия Солунского – святого покровителя кн. Дмитрия Донского, по предложению которого после Куликовской битвы и было установлено ежегодное поминовение воинов. Но со временем память воинов-освободителей была вытеснена в народном сознании, что весьма прискорбно, и Димитриевская поминальная суббота превратилась в один из «родительских дней».
Димитрий Солунский – почитаемый в лике великомучеников
Почему «родительские»? Ведь мы поминаем не только родителей, но и других людей, зачастую никакими родственными узами с нами не связанных? По разным причинам. В первую очередь даже не потому, что родители, как правило, вперед своих детей покидают этот мир (и поэтому тоже, но не это главное), а потому, что вообще первоочередной долг наш молитвенный – за наших родителей: из всех людей, чья временная земная жизнь окончена, мы в первую очередь должны тем, через кого мы этот дар жизни получили – родителям и прародителям нашим.
Разумеется, поминовение покойных не ограничивается несколькими днями. Панихиды служить можно, за редким исключением, круглый год, но есть такие субботние дни, в которые Церковь призывает всех своих чад объединяться в молитве о своих усопших. Чего греха таить – мы иной раз подзабываем поминать своих покойных даже на домашней молитве (родителей еще помним, но чем старше становимся, тем больше таких людей, которые оставили след в нашей жизни, да и покинули этот мир, а память наша, наоборот, слабеет), я уж не говорю о том, чтобы пойти в храм и на панихиду за них подать. Вот и нужны такие дни, когда больше некогда откладывать.
Есть и другой аспект заупокойного поминовения, отразившийся в наименовании этих суббот «родительскими»: родовая традиция, родовая связь поколений, связь живых и усопших, связь между собой живых, объединенных общими усопшими предками, общезначимыми для рода личностями, событиями, памятными местами. Это аспект общечеловеческий, дохристианский, находивший в древности мифологическое и ритуальное оформление в различных языческих культах, реминисценции которых поныне проглядывают в «народном православии».
И тут очень важно с одной стороны не путать христианскую традицию с вплетенным в нее языческим наследием, аккуратно выявляя и удаляя последнее, с другой же – бережно относиться к родительским субботам как средству единения людей именно потому, что христианская традиция поминовения усопших помогает осмыслить единство человеческого рода в Отце Небесном, к усыновлению Которому мы все призваны.
Люди осознают, «чьих они будут» в ограниченном плане близких и дальних родственников, задумываются (во всяком случае, получают повод задуматься) о том, что было в их роду достойного принятия и передачи, а что стоит помнить лишь для того, чтобы по наследственной предрасположенности не повторить.
Поминовения усопших помогает осмыслить единство человеческого рода в Отце Небесном
Однако это – лишь начало, отправная точка осознания единства человеческого рода, произошедшего от прародителей, сотворенных Богом по Своему образу и подобию.
Осмысление всечеловеческого родства по плоти должно возводить к осмыслению родства в Боге; ограниченное единство по плоти – опорная точка для стремления обрести всечеловеческое единство во Христе.
И если этого не происходит, нет речи о единстве христианском. Это единство языческое, даже если осуществляется оно между людьми, принадлежащими к Церкви Христовой. Оно языческое по духу.
Кровь, родственные узы, национальная идентичность, геополитическое единство – все это прекрасно, пока не становится приоритетной ценностью, а то и самоцелью. А вера православная, религия, Церковь как институт низводятся тогда на уровень «главной государственной скрепы», которую защищают, да, но защищают в соответствующем духе – языческом, кощунственно используя православную атрибутику, подстраивая ее постулаты под абсолютизированные ценности преходящего мира.
Родительские субботы, посвященные нашим покойным – людям, опередившим нас в преставлении от мира суетного к жизни вечной, напоминают нам о главном: род наш – Божий (во-первых, по происхождению человека, по сущности его богоподобной природы, во-вторых, по родству во Христе, в Которого мы крестились и в Которого облекаемся жизнью по Его заповедям, освящаясь в Таинствах), и отечество наше – на небесах (Флп. 3:20), а все земное ценно настолько, насколько оно способствует исцелению души, ее преображению по образу Создавшего (Кол. 3:10).
Суббота – последний день седмицы. Да-да, день, завершающий седмичный цикл, который начинается не понедельником, как это принято считать в быту, а воскресеньем, или «неделей», по-славянски – днем, когда ничего не делают. По первому дню – название всей седмицы: «неделя». Понедельник, соответственно, – первый день по неделе, вторник – второй и т.д., а суббота (слово, сохраняющее схожесть с еврейским «шаббат») – заключительный день седмицы, как это и было в ветхозаветную эпоху, с той лишь разницей, что «неделание» перенесено на «неделю», т.е. на День Господень – на воскресенье. Но в память о субботнем покое именно в этот последний, завершающий, заключительный день седмицы принято по Уставу поминать усопших.
Родительские субботы, посвященные нашим покойным, напоминают нам о главном, род наш – Божий
Субботой заключается седмичный цикл, но за этим днем – воскресный день – восьмой (число, символизирующее вечность) по отношению к предыдущему воскресенью – первому дню. Вот так: от Воскресения Христова к всеобщему Воскресению всех от века почивших – всех: праведных и грешных, верующих и неверующих… для разной участи в вечности в зависимости от того, кто кем оказался Христу по жизни. Как сказал когда-то протоиерей Владимир Цветков: « Мы на Страшном суде будем не ужасаться, а удивляться ».
Смерть по плоти – лишь «промежуточная станция» на пути к всеобщему воскресению из мертвых. Главный смысл заупокойных текстов – преодоление во Христе смерти вечной в устремленности к всеобщему Воскресению.
Этот смысл подчеркнут самим установлением Димитриевской субботы, изначальное предназначение которой – в заботе о душах воинов, которые пали в сражении за достоинство жизни, понимаемое в свете Откровения – того достоинства, которое человек обретает по мере осознания себя образом Божиим, посильно уподобляясь Первообразу.
Хорошо бы не забывать изначальный смысл установления этой поминальной субботы и хоть сколько-нибудь оправдывать принесенную за нас жертву, прилагая усилия в становлении христианами, помня, что христианство (угроза которому на Руси возрастала по мере исламизации Орды), согласно свт. Василию Великому, это «уподобление Богу в той мере, в какой это возможно для природы человеческой».
Заупокойное поминовение в родительскую субботу
Накануне родительской субботы, то есть вечером в пятницу, в православных храмах служится великая панихида, которую также называют греческим словом «парастас». В саму субботу, утром, служат заупокойную Божественную литургию, после нее — общую панихиду.
Накануне родительской субботы, то есть вечером в пятницу, в православных храмах служится великая панихида
На парастас или на заупокойную Божественную литургию можно подать записки об упокоении с именами близких вашему сердцу умерших. А еще в этот день, по старой церковной традиции, прихожане приносят в храм еду — «на канон» (или «на канун»). Это постные продукты, вино (кагор) для совершения литургии.
Молитва об усопшем христианине
Помяни, Господи Боже наш, в вере и надежди живота вечнаго преставльшагося раба Твоего, брата нашего (имя), и яко Благ и Человеколюбец, отпущая грехи, и потребляяй неправды, ослаби, остави и прости вся вольная его согрешения и невольная, избави его вечныя муки и огня геенскаго, и даруй ему причастие и наслаждение вечных Твоих благих, уготованных любящым Тя: аще бо и согреши, но не отступи от Тебе, и несумненно во Отца и Сына и Святаго Духа, Бога Тя в Троице славимаго, верова, и Единицу в Троице и Троицу во Единстве, православно даже до последняго своего издыхания исповеда.
Темже милостив тому буди, и веру, яже в Тя вместо дел вмени, и со святыми Твоими яко Щедр упокой: несть бо человека, иже поживет и не согрешит. Но Ты Един еси кроме всякаго греха, и правда Твоя, правда во веки, и Ты еси Един Бог милостей и щедрот, и человеколюбия, и Тебе славу возсылаем Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
Молитва вдовца
Христе Иисусе, Господи и Вседержителю! В сокрушении и умилении сердца моего молюся Тебе: упокой, Господи, душу усопшия рабы Твоея (имя), в Небеснем Царствии Твоем. Владыко Вседержителю! Ты благословил еси супружесткий союз мужа и жены, егда рекл еси: не добро быти человеку единому, сотворим ему помощника по нему. Ты освятил еси союз сей во образ духовнаго союза Христа с Церковию. Верую, Господи, и исповедую, яко ты благословил еси сочетати и мене сим святым союзом с единою из рабынь Твоих.
Молитва вдовца, может быть краткой и своими словами
Твоей же благой и премудрой воле изволися отъяти у мене сию рабу Твою, юже дал еси мне, яко помощницу и сопутницу жизни моея. Преклоняюся пред сею Твоею волею, и молюся Ти от всего сердца моего, приими моление мое сие о рабе Твоей (имя), и прости ей, аще согреши словом, делом, помышлением, ведением и неведением; аще земное возлюби паче небеснаго; аще о одежде и украшении тела своего печеся паче, неже о просвещении одеяния души своея; или аще небреже о чадех своих; аще преогорчи кого словом или делом; аще поропта в сердце своем на ближняго своего или осуди кого или ино что от таковых злых содела.
Вся сия прости ей, яко благий и человеколюбивый: яко несть человек, иже жив будет и не согрешит. Не вниди в суд с рабою Твоею, яко созданием Твоим, не осуди ю по грехом ея на вечныя муки, но пощади и помилуй по велицей милости Твоей. Молю и прошу Тя, Господи, сил даруй ми по вся дни жизни моея не преставая молитися о усопшей рабе Твоей, и даже до кончины живота моего просити ей у Тебе, Судии всего мира, оставления согрешений ея. Да яко же Ты, Боже, положил еси на главу ея венец от камене честна, венчая ю зде на земли; тако увенчай ю вечною Твоею славою в Небеснем Царствии Твоем, со всеми святыми, тамо ликующими, да вкупе с ними вечно воспевает всесвятое имя Твое с Отцем и Святым Духом. Аминь.
Молитва вдовы
Христе Иисусе, Господи и Вседержителю! Ты плачущих утешение, сирых и вдовиц заступление. Ты рекл еси: призови Мя в день скорби твоея, и изму тя. Во дни скорби своея прибегаю к Тебе аз и молюся Ти: не отврати лица Твоего от мене и услыши моление мое, приносимое Тебе со слезами. Ты, Господи Владыко всяческих, благоволил еси сочетати мя с единым из рабов Твоих, во еже быти нам едино тело и един дух; Ты дал еси мне сего раба, яко сожителя и защитника. Твоей же благой и премудрой воле изволися отъяти от мене сего раба Твоего и оставити мя едину. Преклоняюся пред сею Твоею волею и к Тебе прибегаю во дни скорби моея: утоли печаль мою о разлучении с рабом Твоим, другом моим. Аще отъял еси его от мене, не отыми от мене Своея милости. Яко же некогда приял еси вдовицы две лепты, тако приими и сие моление мое.
Помяни, Господи, душу усопшего раба Твоего (имя), прости ему все согрешения его, вольная и невольная, аще словом, аще делом, аще ведением и неведением, не погуби его со беззаконми его и не предаждь вечной муке, но по велицей милости Твоей и по множеству щедрот Твоих ослаби и прости вся согрешения его и вчини его со святыми Твоими, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь безконечная. Молю и прошу Тя, Господи, даруй ми во вся дни жизни моея не преставати молитися о усопшем рабе Твоем, и даже до исхода моего просити у Тебе, Судии всего мира, оставления всех согрешений его и вселения его в Небесные обители, яже еси уготовал любящим Тя. Яко аще бо и согреши, но не отступи от Тебе, и несумненно Отца и Сына и Святаго Духа православно даже допоследняго своего издыхания исповеда; тем же веру его, яже в Тя, вместо дел ему вмени: яко несть человек, иже жив будет и не согрешит, Ты един кроме греха, и правда Твоя – правда во веки. Верую, Господи, и исповедую, яко Ты услышиши моление мое и не отвратиши лица Твоего от мене.
После смерти мужа, вдова должна читать Псалтирь и молитву
Видя вдовицу, зельне плачущу, умилосердився, сына ея, на погребение несома, воскресил еси: тако умилосердився, утиши и скорбь мою. Яко же отверзл еси рабу Твоему Феофилу, отшедшему к Тебе, двери милосердия Твоего и простил еси ему прегрешения его по молитвам Святыя Церкве Твоея, внемля молитвам и милостыням супруги его: сице и аз молю Тя, приими мое моление о рабе Твоем и введи его в жизнь вечную. Яко Ты еси упование наше. Ты еси Бог, еже миловати и спасати, и Тебе славу возсылаем со Отцем и Святым Духом. Аминь.
Молитва родителей о почивших детях
Господи Иисусе Христе, Боже наш, Владыко живота и смерти, Утешителю скорбящих! С сокрушенным и умиленным сердцем прибегаю к Тебе и молюся Ти: помяни. Господи, во Царствии Твоем усопшего раба Твоего (рабу твою), чадо мое (имя), и сотвори ему (ей) вечную память. Ты, Владыко живота и смерти, даровал еси мне чадо сие. Твоей же благой и премудрой воле изволися и отъяти е у мене. Буди благословенно имя Твое, Господи. Молю Тя, Судие неба и земли, безконечною любовию Твоею к нам, грешным, прости усопшему чаду моему вся согрешения его, вольная и невольная, яже словом, яже делом, яже ведением и неведением. Прости, Милостиве, и наша родительская согрешения, да не пребудут они на чадех наших: вем, яко множицею согрешихом пред Тобою, множицею не соблюдохом, не сотворихом, якоже заповедал еси нам.
Аще же усопшее чадо наше, нашея или своея ради вины, бяше в житии сем, работая миру и плоти своея, и не паче Тебе, Господу и Богу своему: аще возлюби прелести мира сего, а не паче Слово Твое и заповеди Твоя, аще предавшеся сластем житейским, а не паче сокрушению о гресех своих, и в невоздержании бдение, пост и молитву забвению предавше – молю Тя усердно, прости, преблагий Отче, чаду моему вся таковыя прегрешения его, прости и ослаби, аще и ино злое сотвори в житии сем. Христе Иисусе! Ты воскресил еси дщерь Иаира по вере и молитве отца ея. Ты исцелил еси дщерь жены-хананеянки по вере и прошению матери ея: услыши убо и молитву мою, не презри и моления моего о чаде моем.
Молитвы доставляют спасение живым, ибо настраивают душу к небесному
Прости, Господи, прости вся согрешения его и, простив и очистив душу его, изми муки вечныя и всели со всеми святыми Твоими, от века благоугодившими Тебе, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь безконечная: яко несть человек, иже жив будет и не согрешит, но Ты Един еси кроме всякаго греха: да егда имаши судити мирови, услышит чадо мое превожделенный глас Твой: приидите, благословенные Отца Моего, и наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира. Яко Ты еси Отец милостей и щедрот. Ты живот и воскрешение наше, и Тебе славу возсылаем со Отцем и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Молитва детей об усопших родителях
Господи, Иисусе Христе, Боже наш! Ты сирых хранитель, скорбящих прибежище и плачущих утешитель. Прибегаю к тебе аз, сирый, стеня и плача, и молюся Тебе: услыши моление мое и не отврати лица Твоего от воздыханий сердца моего и от слез очей моих. Молюся Тебе, милосердый Господи, утоли скорбь мою о разлучении с родившим и воспитавшим (родившей и воспитавшей) мя родителем моим (материю моею), (имя) (или: с родившими и воспитавшими мя родителями моими, имена их) — душу же его (или: ея, или: их), яко отшедшую (или: отшедшие) к Тебе с истинною верою в Тя и с твердою надеждою на Твое человеколюбие и милость, приими в Царство Твое Небесное.
Преклоняюсь пред Твоею святою волею, еюже отъят (или: отъята, или: отъяты) бысть у мене, и прошу Тя, не отыми точию от него (или: от нея, или: от них) милости и благосердия Твоего. Вем, Господи, яко Ты Судия мира сего, грехи и нечестия отцев наказуеши в детях, внуках и правнуках даже до третьяго и четвертого рода: но и милуеши отцев за молитвы и добродетели чад их, внуков и правнуков. С сокрушением и умилением сердца молю Тя, милостивый Судие, не наказуй вечным наказанием усопшаго незабвеннаго (усопшую незабвенную) для мене раба Твоего (рабу Твою), родителя моего (матерь мою) (имя), но отпусти ему (ей) вся согрещения его (ея) вольная и невольная, словом и делом, ведением и неведением сотворенная им (ею) в житии его (ея) зде на земле, и по милосердию и человеколюбию Твоему, молитв ради Пречистыя Богородицы и всех святых, помилуй его и вечныя муки избави.
Ты, милосердый Отче отцев и чад! Даруй мне, во все дни жизни моея, до последняго издыхания моего, не преставати памятовати о усопшем родителе моем (усопшей матери моея) в молитвах своих, и умоляти Тя, праведнаго Судию, да вчиниши его (ю) в месте светле, в месте прохладно и в месте покойне, со всеми святыми, отнюду же отбеже всяка болезнь, печаль и воздыхание.
В году имеется ровно восемь дней, когда нужно отринуть все свои мирские дела и проблемы и отвести время прочтению молитвы
Милостиво Господи! Приими днесь о рабе Твоем (Твоей) (имя) теплую молитву мою сию и воздай ему (ей) воздаянием Твоим за труды и попечения воспитания моего в вере и христианском благочестии, яко научившему (научившей) мя первее всего ведети Тя, своего Господа, в благоговении молиться Тебе, на Тебе Единаго уповати в бедах, скорбех и болезнех и хранити заповеди Твоя; за благопопечение его (ся) о моем духовном преуспеянии, за тепле приносимыя им (ею) о мне моления пред Тобою и за все дары, им (ею) испрошенные мне от Тебе, воздай ему (ей) Своею милостию. Своими небесными благами и радостями в вечном Царствии Твоем. Ты бо еси Бог милостей и щедрот и человеколюбия, Ты покой и радость верных рабов Твоих, и Тебе славу возсылаем со Отцем и Святым Духом, и ныне и присно и во веки веков.
Традиции
Накануне родительской субботы — в пятницу вечером, в православных храмах по традиции служится великая панихида, которую на греческом называется “парастас”. В субботу утром служат заупокойную Божественную литургию, а после нее — общую панихиду.
В эти субботы, по традиции, в храмах поминают своих усопших родителей — люди подают записочки с именами близких умерших и молятся за упокоение в загробном мире их души.
В храмах люди подают записочки с именами близких умерших и молятся за упокоение
По старой церковной традиции, прихожане для совершения литургии приносят в храм постные продукты и вино, которые освящают во время богослужения, а потом раздают всем желающим.
После посещения храма люди, по традиции, отправляются на кладбище — приводят в порядок могилы и читают молитвы за упокой души умерших родственников.
Священнослужители считают, что отстоять богослужение в храме в этот день важнее, чем поехать на кладбище, так как молитва гораздо важнее для умерших родных и близких людей, чем посещение могилы.
Помолиться об упокоении почивших можно и дома, если нет возможности посетить в эти поминальные субботы храм и кладбище. Обязательная раздача милостыни с просьбой помолиться об усопших является еще одной традицией Троицкой субботы.
В родительскую субботу перед Троицей по народной традиции нельзя работать, убираться в квартире и даже мыть посуду, хотя церковь придерживается другого мнения. По мнению священнослужителей, ограничения в работе прежде всего существуют для того, чтобы домашние хлопоты не мешали молитве и посещению храма.
Начинать родительскую субботу перед Троицей надо с посещения церкви и молитвы об усопших, а, вернувшись домой из храма, можно заняться и домашней работой.
Обычаи
Народные обычаи поминовения умерших на Руси несколько отличались от церковных традиций. Накануне больших праздников — Масленицы, Троицы, Покрова Пресвятой Богородицы и дня памяти Святого великомученика Димитрия Солунского, люди, по традиции, посещали могилки родственников.
Дмитриевскую родительскую субботу – последнюю поминальную субботу в году, в народе почитали больше всего. В 2019 году она выпадает на 2 ноября.
Указ о проведении особой панихиды по павшим за Отечество воинам — “За веру, царя и Отечество, на поле брани живот свой положившим”, издал Николай II в 1903-м.
На Украине и в Белоруссии также есть традиция особого поминовения почивших – эти дни называли “Дедами”. Таких “Дедов” в году было до шести. В народе считали, что в эти дни все умершие родственники незримо присоединяются к семейной поминальной трапезе.
В родительские субботы, по древнему обычаю, было принято вкушать кутью — обязательное блюдо поминальной трапезы. Готовили сладкую кашу, по традиции, из целых зерен пшеницы с добавлением меда, а также изюма или орехов. Этому обычаю сегодня мало кто следует – кутью в основном готовят на поминки.
Понравилась статья, поделитесь с друзьями :