Содержание
О любви немало песен сложено. О сексуальной гармонии немало книг написано. Но сколько существует человечество, любовно-сексуальные переживания были и остаются «источником и составной частью» всех проблем и радостей земных. Впрочем, об этом давным-давно догадался Фрейд, и хотя с ним достаточно долго спорили, сегодня некоторые из его выводов не только не подлежат сомнению, но и стали для многих руководством к действию.
В цивилизованных странах стараются выдвигать на пост президента кандидатов с благополучной любовно-сексуальной судьбой, дабы будущий президент, не дай Бог, не перенес свои комплексы в политические теории и практику.
Между нормой (гармонией) и сексуальной патологией, когда без помощи врача-специалиста уже не обойтись, лежит область таинственного. Например, влюбленные вступают в брак, а через год разбегаются. Почему? Они и сами толком не знают: то ли «не сошлись характерами», то ли перестали испытывать к друг другу сексуальное притяжение. Или другой вопрос: почему дурнушкам везет в любви, а красавицам — нет? Или еще: почему после 10 лет счастливой супружеской жизни муж начинает изменять жене? Какая наука может ответить на эти вопросы, помочь человеку обрести гармонию и душевное равновесие?
На Западе уже есть такие специалисты. Они работают на стыке психологии, сексологии, сексопатологии и культуры. Наука, которую они представляют, называется транскультурная сексология. У каждой нации и народа есть свои, специфические любовно-сексуальные особенности и проблемы, обусловленные традициями, нравами и обычаями и присущие только данной конкретной общности. Но вместе с тем у мужчин и женщин всего цивилизованного мира вне зависимости от языковых различий, вероисповедания, национальности, социального положения и материального благополучия существуют общие проблемы, или, как их определяет транскультурная сексология, комплексы — неосознанные напряжения, обладающие над человеком большой властью и делающие его от них зависимым.
Польский ученый Збигнев Лев-Старович подробно описал эти комплексы, и теперь мы имеем возможность посмотреть на себя со стороны и избавиться от невидимых цепей, мешающих нам любить и быть любимыми, наслаждаться жизнью и радоваться каждому ее мгновению.
Общие сексуальные комплексы
Комплекс паники «закрывающихся дверей»
Проявляется у женщин после 40 лет и состоит во всевозрастающем страхе перед утратой привлекательности. Женщина стремится выглядеть моложе. Ее одежда, стиль жизни — все направлено на то, чтобы провоцировать обожание мужчин, младших по возрасту. Она придает большое значение нарядам, сексу, завязывает романы. Это результат абсолютизации чисто внешней женской привлекательности, идеала молодости. Проявляется он и тогда, когда женственность ассоциируется только с сексуальностью.
Комплекс кастрации
Характерен для женщин, стремящихся к власти, имеющих мужские черты характера и связан с влиянием культур, в которых доминирует мужская роль. Женщины этого типа наследуют мужской стиль жизни. По отношению к мужчинам проявляют пренебрежение, нередко осмеивают их. В сексе требования завышены настолько, что партнер порой не в состоянии их удовлетворить. Комплекс кастрации, кроме психической (зависть к полу и положению мужчины, потребность власти у стареющих женщин и т. д.), имеет и культурную обусловленность, вытекающую из бунта против мужчин. В ХХ веке чрезвычайно распространен среди эмансипированных женщин.
Комплекс Тристана и Изольды
В нем соединены эротизм и беспокойство, связанное с чувством вины. Молодые мужчина и женщина, нарушившие запрет добрачного сожительства, испытывают противоречивые чувства: сексуального удовольствия и вины. Последнее эмоционально окрашивает состояние психического напряжения. Когда брак заключен и сожительство становится законным, психическое напряжение снимается отсутствием чувства вины, а эротизм лишается привлекательности. Исчезают возбуждение, интерес к сексуальной близости. Этот комплекс напоминает «запретный плод» и относится к числу наиболее распространенных.
Женские сексуальные комплексы
Комплекс Алисы в стране чудес
Появляется у женщин, живущих в мире мечты и фантазий. Их богатое воображение создает сценарий любви — союз, в котором партнеры играют определенную роль. Ориентация на мечту ведет к тому, что женщина живет ожиданиями встречи с партнером — воплощением ее фантазии. Действительность подчиняется желаниям, а реальный партнер — воображаемому. Уровень его восприятия зависит от того, насколько он способен играть навязанную роль и удовлетворять ее ожидания. В случае расхождения действительности и фантазий женщина хотя и живет в реальном мире, больше ценит свой скрытый мир поэзии и мечты, что становится причиной многих ее любовных неудач и доставляет немало переживаний.
Комплекс Титании
Имеет много общих черт с вышеописанным. Женщина в воображении создает образ идеального мужчины, которого ищет всю жизнь. Не найдя его, что весьма вероятно при ее высоких требованиях, вступает в брак с партнером ниже уровня ожиданий. Чем больше образ мужа отличается от воображаемого, тем больше он за это наказуем, отвергаем. С возрастом у такой женщины появляется чувство утраченных иллюзий, потери смысла жизни, шанса, который должен был реализоваться в замужестве.
Мужской идеал формируется под влиянием персонажей из книг, фильмов. Определенные литературные герои, актеры включаются в сексуальную фантазию. Например, во время сексуальной близости женщина представляет другого человека в качестве партнера. Комплекс Титании характеризуют многие скрытые нарциссические черты, бегство от серой повседневности, преувеличение собственной ценности, а то и создание легенд о себе. Примером тому служат рассказы о знакомствах в молодости, которые, «к сожалению», не завершались браком. Он был бы более удачным, считают они, чем с данным партнером.
Комплекс рыцаря и развратника
Женщина хочет одновременно найти в мужчине и рыцаря, и развратника. Рыцарь воплощает мужественность, вызывает доверие, чувство безопасности, опоры у чувственной, романтической, обожающей его женщины, чистой и невинной, развратник — стихийность, грубую мужскую силу, буйный темперамент, суперсексуальность. Соединяются ли эти противоположные черты в одном лице — вопрос проблематичный, но, очевидно, именно из этого комплекса возникает деление мужчин на партнеров, «годящихся в мужья» (рыцарей), и партнеров для романа, фантазии, искусства (развратники). Противоречивое представление о мужском образе обусловлено не только воспитанием, но и различиями между чертами, приписываемыми роли мужа и роли любовника, что довольно часто встречается в европейской культуре.
Комплекс Мессалины
Присущ женщине страстной, чувственной, сексуально возбудимой, предъявляющей повышенные эротические требования к партнерам, меняющей их. В истории многих культур были периоды, когда сексуальные качества женщины ценились очень высоко. Сегодня считается привлекательным образ женщины чувственной, ибо, по мнению многих мужчин, это самое главное в браке.
Мужские сексуальные комплексы
Комплекс Дон-Кихота
Это мужской вариант комплекса Алисы в Стране чудес означает, что мужчина — «странствующий рыцарь» проявляет по отношению к женщине иллюзорные ожидания и желания, идеализирует ее, воспринимая как ангелоподобное существо, говорит о ней с особым обожанием, возводит ее на алтарь и чувствует себя у ее ног.
Комплекс мадонны и блудницы
Этот аналог комплекса рыцаря и развратника, весьма точно определяющий поведение многих мужчин, воспитанных в традициях западной культуры, чрезвычайно распространен. Состоит в противоречивости оценок, даваемых женщинам. С одной стороны, ценятся женственность, верность, добродетельность, преданность и дружба, с другой — чувственность, легкость, доступность, игривость. Одну женщину мужчина одаривает духовной любовью, выбирая в жены и матери своих детей, к другой испытывает вожделение, чаще связывая с ней реализацию сексуальных потребностей.
Донжуанизм
Стиль поведения, цель которого — «завоевание» и обладание женщиной, удовлетворение сексуальных потребностей. Укреплению собственной мужской ценности служит число любовных связей. Женщина рассматривается как вещь, дичь, которая после удачной охоты неинтересна. Этот комплекс выражает потребность мужчины в доминировании и скрытые гомосексуальные черты, поскольку в сущности он испытывает страх перед женщиной, перед отчужденностью ее психического мира.
Комплекс Леонта
Главное в этом комплексе (прообраз — Леонт, король из «Зимней сказки» Шекспира, болезненно ревновавший жену и даже отказавшийся от отцовства) — недоверие и ревность к партнерше, и как следствие — неверие в свое отцовство. Иногда его приходится даже устанавливать судебным путем. Типичное для европейских мужчин недоверие к женщине, противоречивое к ней отношение, страх потерять свою власть над партнершей и быть ею осмеянным.
Комплекс Отелло
Это патологическая ревность к партнерше, чаще всего возникающая под действием алкоголя. Скорее же — это проявление страха перед женщиной и ее насмешками, опасение потерять собственное достоинство.
Таковы комплексы сексуального поведения, наиболее часто встречающиеся среди мужчин и женщин Европы, Америки, центральной России. Но существуют общемировые комплексы, и от них не застрахованы ни французы, ни китайцы, ни представители племени мамбу-ямбу. Например, комплекс, который может появиться у женщины после рождения ребенка: резко меняется отношение к мужчине — от позитивного до крайне негативного, когда мужчина низводится до роли «трутня». Почти для всех культур, где доминируют мужчины, характерен миф «о роковой, фатальной женщине», воплотительнице зла.
Возможно, в этих маленьких портретах вы разглядели себя? Не огорчайтесь, а сделайте выводы. Какие? Это зависит от степени вашей самокритичности и желания понять, что идти у своих комплексов на поводу — значит лишать себя удовольствия быть самим собой.
Ну а если кому-то нравится играть «заученную» подсознанием роль, стоит внять предупреждению классика о том, что жизнь когда-нибудь обязательно потребует от такого актера «полной гибели всерьез».
Публикацию подготовила Надежда Осьминина
10.03.2010