«Преступление и наказание»: первый русский триллер, снять фильм по которому не смог Хичкок

0
434

В знаменитом романе Фёдора Достоевского 1866 года бывший студент Родион Раскольников совершает жестокое убийство старухи-процентщицы, чтобы проверить свою теорию о том, что он «сверхчеловек». Книга считается одним из самых глубоких психологических романов русской литературы. Всё это нам говорили на школьных уроках литературы. Но есть в романе и то, о чем учителя детям предпочитали не говорить.

Роман появился благодаря помилованию царя

По правде говоря, этого произведения ни современники писателя, ни его потомки, вообще могли не увидеть – ведь еще до его задумки Достоевского едва не казнили. В середине 1840-х годов Достоевский влился в круг молодых бездельников, которые, как и он, любили под вино и табачный дым потрепаться на тему страданий крепостных крестьян и в целом о системе, которая позволяла богатым землевладельцам издеваться над своими холопами. Тогда было немало подобных кружков – и некоторые из них представляли для властей реальную опасность. Поэтому полиция, обнаружив очередной из них, особо не разбиралась в том, трепачи ли здесь собрались или реальные революционеры, мыслящие свергнуть существующий строй. Наказание было жестоким для всех вольнодумцев.

Поэтому когда изловили Достоевского с его друзьями-болтунами, в 1849 году писателя вместе с ними арестовали по подозрению в революционной деятельности. А спустя несколько месяцев следствия, во время которого подозреваемые находились в тюрьме, им все объявили приговор – смертная казнь. Что касается Достоевского, его уже привезли на городскую площадь, где подобные приговоры обычно приводили в исполнение, и уже поставили перед строем солдат с ружьями. Но в последнюю минуту было объявлено, что император приговоренного помилует и отправляет на каторгу.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  Почему матери убивают детей и как они потом живут?

Сесть за роман заставила нужда

Вернувшись из мест не столь отдаленных, Достоевский не стал добропорядочным гражданином, увлекшись игрой. Он спускал в казино буквально все – свои деньги и вещи, деньги своих подруг и средства, взятые в долг. В общем, погружался в «болото» все глубже и глубже. Летом 1865 года писатель на пути домой застрял за границей в маленьком гостиничном номере без денег, еды и света. Пришла пора взяться за ум и что-то попробовать заработать. А так как Достоевский умел лишь сочинять – он уселся за новый роман.

Придумав сюжет «Преступления и наказания», он поначалу хотел сделать чисто криминальный роман, чтобы по-быстрому «срубить» денег. И даже, заинтересовав издателя сюжетом, получил задаток в счет будущего гонорара, чтобы иметь возможность вернуться в Петербург. Правда, чем дальше писал, тем меньше ему нравилось написанное. Уже тогда Достоевский понял, насколько глубже здесь можно углубиться в тему, в личность «героя» — и принялся сценарий перекраивать. При этом, естественно, он начал выходить за рамки установленных издателем сроков написания романа – и до самого его окончания все трясся, что вот-вот за ним придут и упекут в долговую тюрьму.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  Повышение коммунальных услуг с 1 января 2019 года - последние новости

«Преступление и наказание»: первый русский триллер, снять фильм по которому не смог Хичкок

Орудие убийства и имя героя в романе не случайны

Топор – один из главных инструментов простого русского народа. Этакий символ труда, ведь с давних пор мужики рубили топорами деревья, строили дома и прочее. Поэтому над орудием убийства писатель думал не долго – хотя его герой Раскольников был далёк от физического труда.

Фамилию убийца из романа тоже получил неслучайную. К тому времени ярый христианин, Достоевский, по слухам, начал включать в свои книги всякие церковные термины, которые изучал в свободное время. Так писатель наткнулся на описание реальных событий из жизни древнего рода Раскольниковых во времена церковного раскола. А с учетом того, что это слово также означает «раздвоение», оно как раз и отражает двойственность личности героя – то ли он сверхчувствительный интеллектуал, то ли маньяк с топором.

Роман называли «чепухой», а автора больным «белой горячкой»

Во времена Достоевского убийц в Сибирь – в том числе, на каторгу. Раскольников, по задумке автора, получил всего 8 лет. К тому же, относился к каторжникам второго разряда, которые работали не в рудниках, а в самой крепости. Может потому, что именно так отбывал свою ссылку сам Достоевский. Но критики романа писали о том, что его герой получил слишком мягкое наказание для жестокого убийцы – в реальности Раскольников угодил бы прямиком на каторжные работы.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  В День лесника 15 сентября можно порадовать близких и друзей теплыми пожеланиями и красочными открытками от души

Вообще, роман сразу после первой публикации его в журнале «Русский вестник» стал объектом критики. Для нее были разные причины. Например, студенты с радикальными взглядами решили, что теперь их всех будут, с подачи Достоевского, обвинять в преступных наклонностях. Ибо Раскольников был собирательным образом тогдашнего студента-бунтаря. Другие критики указывали на нелепость сюжета, не веря в то, что студент пойдет на столь изощренное и продуманное убийство ради грабежа или доказательств какой-то идеи. «Чепуха», «галиматья», «отдаёт самоковырянием», «история о нервной, свихнувшейся натуре» с «признаками белой горячки» – вот типичные отзывы современников Достоевского.

По книге сняли 25 фильмом – а Хичкок не смог

Тем не менее, роман стал классикой, его изучают в школе и по нему сняли больше 25 фильмов. Причем кроме советских, британских и американских экранизаций, имеются также японские, финские и даже индийские версии. А ещё в 1953 году по роману была нарисована манга, которую в 2011 году издали на русском языке и один экземпляр комикса выставили в музее Достоевского в Санкт-Петербурге. Альфред Хичкок тоже хотел сделать экранизацию «Преступления и наказания», но побоялся, что ему не хватит таланта.

«Преступление и наказание»: первый русский триллер, снять фильм по которому не смог Хичкок

Французский режиссёр Франсуа Трюффо однажды спросил Хичкока, почему он не берется за эту работу – сюжет-то как раз для него. «В романе Достоевского слишком много слов, и каждое имеет свой смысл, – ответил Хичкок. – Чтобы хорошо передать это на экране, согласовать кинематографический язык с написанным, нужно было бы сделать шестичасовой фильм. В противном случае, получится плохо».#Фильм #Биография #Триллер #Писатель #Роман

Источник

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь