Содержание
Почему новейший российский самолет Sukhoi Superjet 100 такой проблемный?
Авиакатастрофа в Шереметьево может стать фатальной для всего амбициозного проекта российского ближнемагистрального самолета Sukhoi Superjet 100. Призывы запретить эксплуатацию этих машин звучат уже даже от близких к власти экспертов в авиации, а иностранные авиакомпании и раньше не жаловали самолет. В то же время до окончания расследования катастрофы делать выводы о технической неисправности рановато.
Российское гражданское авиастроение было погублено в 90-е годы
Во времена Советского Союза, когда авиасообщение связывало между собой даже некоторые райцентры, «Аэрофлот» оснащался только отечественными бортами. К началу 90-х эта техника морально устарела, а развал страны ускорил гибель отрасли. В результате российские авиакомпании перешли на самолеты американского и европейского производства.
В результате работа над проектом новейшего ближнемагистрального самолета была доверена конструкторскому бюро Сухого. Характерно, что «Суперджет» даже взлетает почти как истребитель. Но целиком заместить технологическое отставание не удалось даже производителю «Сушек» и были привлечены субподрядчики из разных стран мира, что сделало из самолета сборную солянку.
Небольшое количество выпущенных в эксплуатацию самолетов
Стоит признать, что Sukhoi Superjet 100 страдает так называемыми «детскими болезнями», поскольку еще не наработан достаточный опыт его эксплуатации. У всех авиапроизводителей при выпуске первых образцов наблюдаются проблемы, которые на более поздних машинах уже устраняются. «Суперджетов» произведено всего 186 против десятков тысяч у Boeing и Airbus.
Большое количество субподрядчиков не дает навести порядок на производстве, в результате значительная часть уже выпущенных самолетов не летает из-за нехватки запчастей и плохого сервисного обслуживания. Об этом заявила в начале 2019 года мексиканская компания Interjet – крупнейший эксплуатант SSJ-100за пределами России. Кроме того, при запуске серийного производства уйдут и другие изъяны.
Высокая политическая значимость проекта
«Сухой Суперджет» изначально задумывался как наш ответ Чемберлену, поэтому государство не жалело денег на возрождение российского авиастроения. То, что вложенные миллиарды не удастся отбить сразу после авиакатастрофы в Индонезии, когда самолет во время демонстрационного полета столкнулся с горой. После этого желание иностранцев иметь дело с новым лайнером упало почти до нуля.
Не желая признавать очевидную неготовность самолета к постоянной эксплуатации, наравне с А-320 и В-737, власти закупили 50 бортов для «Аэрофлота» и создали привлекательные условия по лизингу для других российских компаний. То есть возврат затрат на НИОКР для государства идет за счет самого государства, в то время как планировалась конкуренция с лидерами мирового авиастроения.
Нельзя сказать, что SSJ-100 неудачный и опасный для пилотов и пассажиров самолет, у него есть свои преимущества и недостатки. Но понятно, что в условиях свободной рыночной конкуренции эти машины вряд ли бы стали покупать авиакомпании, по крайней мере до устранения очевидных проблем с обслуживанием и поставками запчастей. Возможно, трагедия на взлетной полосе в Шереметьево позволит сдвинуть дело с мертвой точки.