Недавно стало известно о новом способе слива личных данных клиентов банков и госучреждений. Эти сведения стали чем-то вроде валюты. Их собирают на сайтах и в госучреждениях. Не предоставив данные, чаще всего невозможно воспользоваться сервисом или получить какую-либо услугу. Например, чтобы создать аккаунт на Facebook или Вконтакте, нужны персональные данные.
Многие просто не понимают ценность и объем информации, которая доступна, если есть личные сведения о человеке. Студент Марк Шемс запросил у Facebook все сведения о себе, которыми располагает администрация социальной сети. После долгого улаживания формальностей ему прислали PDF- файл на 1222 листах. В файле была информация о его отношениях с окружающими, сведения о работе. Фотографии были дополнены геотегами. Студент с удивлением осознал, что многие фотографии он делал прямо из профиля. Тем не менее географические координаты местности сохранялись.
Социальные сети, созданные для общения, собирают о каждом максимум информации, позволяющей нарисовать полный портрет человека. Для многих компаний они представляют практическую ценность, так как позволяют прицельно предлагать продукт или услугу, умело манипулируя имеющейся в распоряжении информацией.
Однако такой объем информации на одного человека стоит не так уж и дорого. Цена набора данных на среднестатистического человека вряд ли превысит 50 центов. Деловое издание Financial Times разработало калькулятор, с помощью которого можно примерно рассчитать стоимость информации о человеке. Например, данные на русскую замужнюю женщину с двумя детьми не превысят планку в 40 центов.
В августе 2019 года в России должен появиться закон, который будет регламентировать продажу обезличенных данных россиян. В настоящее время проект документа проходит завершающую стадию разработки в министерстве экономического развития. В ближайшее время он поступит на рассмотрение в Госдуму. Об этом рассказал накануне заместитель министра Савва Шипов.
Авторы законопроекта обещают детально прописать процедуру деперсонализации данных и дать нормативное обоснование их коммерческого использования. Сообщалось, что для каждого гражданина будет доступен личный кабинет, в котором он сможет увидеть все, что о нем собрано. Если пользователь согласен, все сведения могут быть проданы заинтересованным компаниям. В том случае, если человека что-то не устраивает, он сможет оспорить информацию и изъять ее.
При этом коммерческое использование деперсонализированных сведений будет приносить деньги не только оператору, получившему право на сбор, обработку, хранение и продажу информации, но и тому, о ком она собиралась. По предварительным расчетам, в среднем в год пользователь может заработать от 15 до 60 тысяч рублей.