Мэриан Стэмп Докинз доказывает: животные обладают сознанием

0
868

Животные обладают сознанием, и потому люди должны обращаться с ними гуманно. Это базовый постулат большинства их защитников. Но я часто спрашиваю себя: много ли нам известно о сознании животных? Кому-то кажется, что научных данных у нас достаточно или они вовсе не нужны. Мне это представляется неубедительным. Строить всю аргументацию в важном споре о том, как обращаться с животными, на столь зыбком основании, очень плохо — в первую очередь для них самих. Поэтому я пытаюсь найти какие-то другие основания для заботы о животных — соображения, которые убедили бы людей обращать внимание на этот вопрос, не затрагивая проблему сознания.

Большую часть XX века ученые не использовали само слово «сознание», когда речь шла о животных. Считалось, что это явление невозможно изучать естественнонаучными методами — ни у человека, ни у зверя. Ситуация изменилась в 1980-х, когда слово стало постепенно вводиться в научный оборот. Особенно в этом преуспел Дональд Гриффин, писавший, что мышление животных — такая же часть их биологии, как все прочие признаки, а значит, требует точно такого же изучения.

Его книги и статьи изменили картину. Как будто открылись ворота, и стало возможно говорить о сознании животных в отсутствие каких-либо свидетельств, полагаясь только на интуицию. Возобладал антропоморфический взгляд на мир. Некоторые современные зоологи всерьез утверждают даже, что антропоморфизм — достаточное условие для изучения животных. Мне эта теория представляется очень опасной, поскольку животные — не люди. Отождествляя их с нами, мы просто перевираем их природу. На деле научное изучение сознания животных — невероятно трудное занятие.

Иногда проблему сознания называют тяжелой задачей. Подобных задач в биологии хватает — скажем, как цифровая информация ДНК создает трехмерное сложноустроенное тело, но объяснение феномена сознания практически непосильный труд. Сложность его в том, что мы не понимаем, как сгусток нервных клеток, мозг, порождает субъективный опыт. Тут надо оговориться: я лично верю, что многие животные, помимо человека, обладают сознанием, развитым в той или иной степени, но эта вера не основана на объективных научных свидетельствах.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  Мексиканская текила — распространенные мифы и заблуждения

Признав, что проблема эта нам не по зубам, честнее было бы заявить это открыто, чем делать вид, что ее просто не существует. Лучше расписаться в своей неосведомленности, чем использовать нерешенную проблему как основу для создания системы прав животных. Потому я и настаиваю на том, чтобы создавать эту систему, не используя слова «сознание». У нас и без того множество методов узнать, что хорошо для животных, а что нет. И тут очень важно понимать, что далеко не всегда наши собственные представления о благополучии можно переносить на животных — у них эти представления могут быть совершенно иными.

Нам нужны научные основания для заботы о животных? Давайте их создавать. Благополучие животных можно измерить. Я долго думала над возможными критериями, и в результате у меня получилось довольно простое определение: животные должны быть здоровы и получать то, что им хочется.

Едва ли вам придется спорить до хрипоты, чтобы убедить кого-нибудь, что здоровье — то есть отсутствие болезней и травм — это фундаментальная составляющая благополучия. Большинство людей согласятся и с тем, что понятие благополучия вмещает в себя несколько больше, чем просто не помереть от болезни. Например, возможность общаться друг с другом. Мы не можем дать животным всего, что они хотят, но можем хотя бы выяснить, что это.

В принципе, мы сталкиваемся точно с той же проблемой, рассуждая о том, что хорошо или плохо для здоровья человека, — животные в этом отношении ничем от нас не отличаются. Ребенок не хочет идти к стоматологу или делать прививки, но родитель вправе решить, что, вне зависимости от его желаний, полезнее все-таки вылечить зубы и вакцинироваться. В дикой природе то, что полезно для здоровья, и то, чего хочет животное, — это зачастую одно и то же (например, способность выбрать себе сбалансированную и не вредную диету). Но в искусственной среде, в которой мы с ними живем, полезное и желаемое могут не совпадать, и в таком случае нам приходится делать осознанный выбор между одним и другим.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  16 крутых сериалов, которые можно посмотреть за 3 дня

Сейчас принимается множество законов, регулирующих обращение с животными, но, к сожалению, их авторы имеют крайне расплывчатое представление о том, что именно нужно объекту защиты. Возьмите, например, самый простой вопрос: как влияет плотность проживания на самочувствие свиней или цыплят на ферме. Большинство людей скажут, что, конечно же, животным должно быть лучше, когда они имеют возможность свободно передвигаться, а не сидят в клетке. Но это человеческое суждение, а хотелось бы оперировать достоверными, проверяемыми данными.

Я много лет изучала этот вопрос и могу на него ответить. Поразительный факт состоит в том, что уровень смертности у цыплят, которые перемещаются свободно, гораздо выше, чем у тех, кто сидит в клетках. Это важная информация, и задним числом она даже не кажется такой уж удивительной. Представьте себе свободную прогулку по двору в условиях холодной североевропейской зимы — и она уже не покажется вам очевидно предпочтительной по сравнению с теплой клеткой. Слова иногда вводят нас в заблуждение.

В начале карьеры я ставила эксперименты, чтобы выяснить, нужно ли цыпленку, живущему в клетке, больше места. Выяснилось вот что: конечно, жизненное пространство ему необходимо, но еще важнее — найти себе, где поскрестись. Затем я посмотрела, сколько нужно места для выполнения того или иного поведенческого репертуара, и на основании этих данных предложила расширить цыплятам клетки. Именно тогда я начала понимать, что желания животных в определенной степени измеримы.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  Гнездо огненного орла: загадка Патомского кратера

Потом я поняла, что мы можем не только спросить животное, чего оно хочет (предоставив экспериментальный выбор), но и узнать, насколько оно этого хочет. Для этого надо поставить перед ними преграды — например заставить их для достижения цели сдвинуть тяжелый предмет — и узнать, какую цену они готовы платить за свои желания. Таким образом можно получить совершенно объективные ответы на вопросы о том, какие животные расставляют приоритеты, чего они хотят меньше или больше и что им необходимо. На основании этих данных уже можно варьировать условия содержания.

Мне скажут, что такой взгляд на животных слишком утилитарный и приравнивает их чуть ли не к инструментам в человеческих руках. Но мне кажется, что, избавившись от аргумента «сознательности», нам будет гораздо проще убедить в необходимости гуманного отношения к животным тех, кто об этой проблеме не задумывается вовсе. Взять хотя бы людей, которые живут в странах третьего мира. Им не хватает еды для собственных детей — если мы всерьез хотим начать с ними разговор о благополучии животных, нам нужно объяснить им их выгоду тоже.

Нужно показать людям, что перемена отношения к животным — в их собственных интересах. Например, рассказав, что благополучие животных улучшает и их жизнь — здоровье детей, качество еды, уровень жизни. Эти доводы могут сработать. Каждый раз, когда речь заходит о том, чтобы накормить мир или побороть глобальное потепление, благополучие животных не принимается в расчет. Аналитические отчеты много говорят о спасении планеты, но очень мало — о спасении животных. И мы не изменим ситуацию, делая вид, что животные обладают сознанием, подобным человеческому.

Photographs by Hironori Akutagawa. Published by Kessels Kramer Publishing.

источник

Дата: 15.03.2013

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь