Содержание
Что такое маркировка табачной продукции
Маркировкой называется специальный штрих-код, который наносится на товар, в данном случае — сигаретную пачку. Благодаря этому коду можно отслеживать весь путь конкретной пачки либо от расположенного в России производителя до покупателя, либо от российской границы до конечного потребителя.
Благодаря маркировке сигарет государство точно знает, сколько произведено или импортировано табачной продукции, сколько поступило в магазины и было продано. Для покупателя наличие маркировки — гарантия того, что он имеет дело с оригинальным товаром проверенного качества, а не неким контрафактом.
В теории маркировка товаров не позволяет попасть на полки магазинов любой подделке.
Доля нелегальной табачной продукции на российском рынке, по оценкам Центра развития перспективных технологий — 8,4%. Бюджет из-за этого недополучает 60 миллиардов рублей в год.
Маркировка сигарет фактически уже существует
Российских курильщиков маркировкой сигарет с 1 марта 2019 года удивить не удастся. Эта система по факту уже работает — в качестве эксперимента маркировка была запущена еще в апреле 2018 года.
Изначально эксперимент должен был закончиться 31 декабря 2018 года, но Минпромторг предложил продлить его вплоть до конца февраля 2019 года.
Причина предложения понятна — с 1 марта 2019 года маркировка табачных изделий становится обязательной, об этом в прошлом году был принят специальный закон. Так что для того, чтобы не прерывать практику нанесения специальной марки на сигареты, логично продолжить эксперимент до даты вступления в силу нового закона.
Таким образом, обычные потребители ничего и не заметят. Что же касается организаций и предпринимателей, которые участвуют в обороте табачной продукции, то им всем без исключения теперь нужно будет иметь специальные сканеры для марок.
Как работает маркировка сигарет — вся цепочка
Цепочка маркировки табачной продукции выглядит так:
- Производитель запрашивает штрих-коды и после получения наклеивает их на каждую пачку и каждый блок сигарет. Маркированная продукция в базе данных оказывается на балансе изготовителя.
- Оптовик, который покупает сигареты у производителя, получает вместе с товаром специальную электронную накладную, где перечислены конкретные коды пачек и блоков табачных изделий. В базе данных продукция списывается с производителя и ставится на баланс оптовика.
- Оптовик распределяет продукцию по конкретным магазинам. Это происходит ровно по той же схеме, что при передаче товара от производителя оптовику. Каждая конкретная пачка сигарет переходит на баланс конкретного магазина.
- При продаже каждой пачки сигарет продавец сканирует ее штрих-код, и информация о факте продажи попадает в систему. Пачка снимается с баланса магазина, она попала в руки конечного потребителя.
Подорожают ли сигареты из-за маркировки с 1 марта 2019 года
О том, что цены на табачную продукцию вырастут из-за обязательной маркировки, речи не идет. Сигареты в России в 2019 году дорожают, но по другим причинам.
Главная из них — рост акцизов на табачные изделия. При помощи акцизов государство в том числе занимается борьбой с курением как таковым.
Неуклонный рост акцизов — это целенаправленная политика, часть тактики государства по борьбе с табакокурением. Сигареты должны быть недоступны детям и подросткам, в том числе по стоимости. Высокая цена пачки сигарет должна приводить курильщиков к мысли о добровольном расставании с вредной привычкой. Этот инструмент — один из самых эффективных, его используют в большинстве цивилизованных государств.