Содержание
Какой церковный праздник сегодня, 12 мая, чтят православные христиане
12 мая отмечается 3 православных церковных праздника. Перечень событий информирует о церковных праздниках, постах, днях почитания памяти святых.
Список поможет узнать дату значимого религиозного события для православных христиан.
Церковные православные праздники 12 мая
Девять целителей
Девяти мучеников Кизических.
Посвящен 9 истинным христианам – мученикам г. Кизик. Были приговорены к смерти правителем города за исповедование Христа.
В истории и Предании святой православной церкви есть немало удивительных примеров стойкости в вере и исповедничества до конца. Недаром говорится, что церковь Христова стоит на крови своих мучеников. На первый взгляд, это может казаться страшным и даже жестоким, но каждый мученик — это святой, который удостоился великого венца славы от Господа нашего Иисуса Христа. Для каждого человека святые мученики — это, прежде всего, молитвенные заступники перед Богом. Обращаясь к ним со своими прошениями, мы часто получаем все необходимое, если оно не вредит нашей душе. Так, одними из таких небесных угодников Божьих являются девять мучеников Кизических.
Жизнеописание святых мучеников
История прославления угодников Божьих берет свое начало в ІІІ веке, в городе Кизик (Малая Азия). Несмотря на то, что эта местность к тому времени уже была знакома с христианским вероучением, были открыты храмы, в большинстве своем население оставалось верно языческим культам и обрядам. Проповедовал в этом городе сам Апостол Павел, но все равно христианство не стало преобладающим. Во многом этому способствовали суровые гонения на христиан тех лет. Многие сторонники истинной веры бежали из тех мест, остальные же держали веру свою в тайне и скрывались.
Однако находились и настоящие исповедники веры христовой, которые видели целью своей жизни распространение христианства и его проповедь. К ним относятся и девять мучеников Кизических:
Филимон;
Феогнид;
Фавмасий;
Руф;
Феодот;
Антипатр;
Магн;
Артема;
Феостих.
Изначально их мало что объединяло — все были разного возраста и происхождения, жили в разных местах. Кто-то был юн (Антипатр), кто-то стар (Руф), кто-то находился на воинской службе, кто-то был обычным горожанином. Но единая вера в Господа нашего Иисуса Христа объединила таких разных людей в одной цели — служить Богу и распространять Его веру.
Собравшись вместе в городе Кизик, они начали открытую проповедь христианства, не страшась никаких преследований и угроз. Дерзко обличая языческие культы, будущие святые всем пытались донести свет Истинной веры. И многие уверовали, видя такое самоотверженное служение и искреннюю веру. За такие действия они были схвачены и поставлены на суд перед городским правителем. Он пообещал им полную свободу взамен на публичное отречение от христианства и признание языческой веры с жертвоприношением языческому идолу.
Но святые не согласились, будучи готовы умереть за свою веру и своего Бога. Для них не было и не могло быть ничего страшнее, чем потерять Истинного Бога, поэтому они наотрез отказались кланяться языческим идолам, которые по сути своей являются бесами. Тогда их заточили в темницу, где в течение нескольких дней подвергали жестоким испытаниям и мучениям. Ни один из святых не поколебался в своей вере и не предал Бога. Тогда все девять братьев во Христе были казнены мечом, а тела их похоронены на местном городском кладбище. Их души вознеслись в лучший мир и пополнили сонм исповедников христианской веры.
Преподобного Мемнона Чудотворца, игумена Египетского
Церковь чтит память игумена египетского монастыря Мемнона. Обладал даром прозорливости.
Церковь чтит память игумена египетского монастыря Мемнона. Обладал даром прозорливости.
Мемнон причислен к лику святых в Православной и Католических церквях.
В каком веке жил Мемнон определить достаточно трудно. В «Лавсаике» Палладия, написанном в 419—420 годах, его имя отсутствует. В Минологий Василия II, написанном в 979—989 годы, житие Мемнона помещено под 28 апреля, в этот день его память совершается в греческих Православных церквях и в Католической церкви. В славянских Православных церквях и в Румынской Православной церкви память Мемнона совершается 29 апреля. В отдельных греческих Синаксарях память преподобного Мемнона — 19 мая.
В Минологий Василия II житие Мемнона очень краткое, в нём говорится , что Мемнон с юных лет стремился к подвижнической жизни, занимаясь непрестанной молитвой и трудом, тяжелыми постническими трудами достигал победы духа над плотью; а затем стал игуменом одного из монастырей, где он мудро и осторожно руководил братией. Благодаря своему подвижничеству Мемнон получил дар прозорливости.
В Менологии описаны различные чудеса, совершаемые Мемноном: по его молитве в пустыне открылся источник воды, погибла саранча, губившая посевы; терпевшие кораблекрушение, призвав его на помощь, спасались. После смерти Мемнона одно лишь призывание его имени прогоняло саранчу и разрушало любые козни лукавых духов. Благодаря совершаемым чудесам Мемнон получил имя «Чудотворец».
В славянской Минеи 29 апреля помещена служба Мемнону Чудотворцу, она совмещена вместе со службой Девяти мученикам Кизических. Мученикам служба помещена впереди службы Мемнону. Песнопения Мемнону это три стихиры на «Господи воззвах» 8 гласа, подобен: «О преславного чудесе»; канон 4 гласа и седален 8 гласа, подобен: «Премудрости».
В современной греческой Минеи служба Мемнону Чудотворцу отсутствует.
Святителя Василия Острожского, митрополита
День чествования святителя Василия. Прошел обучение в Завальском монастыре. Епископ Захолмья и Скендерии. Его называли чудотворцем, он исцелял слепых, больных. Погребен в г. Остроге (Черногория).
«Каждому народу и во всякое время, — пишет архимандрит Иустин (Попович), — человеколюбивый Господь посылает через Свою Церковь святых, которые будут верный народ просвещать, и освящать, и руководить им на его земном пути к Царству Небесному. Так и Захолмской земле Сербской, а через нее и всему роду святосаввскому подал Бог в тяжелое время турецкого рабства сего святого и богоносного отца нашего Василия, новоявленного чудотворца Острожского и Захолмского».
Будущий святитель родился в Холмской земле, нынешней Герцеговине, которой владел святой Савва перед своим уходом на Святую Гору. Здесь еще самим сербским первосвятителем была основана одна из епархий самостоятельной Сербской Церкви, Захолмская епископия, которая со временем и досталось в управление святому Василию.
Святой Василий был родом из села Мрконич, что на Поповом поле. Он появился на свет 28 декабря 1610 года в семье благочестивого Петра Йовановича и его супруги Анастасии. Родители при крещении дали ребенку имя Стоян, а затем научили его страху Божию и всякой добродетели и премудрости. С детства мальчик отличался сообразительностью и обладал хорошей памятью, а душою весь был обращен к Богу. Пройдя начальную школу благочестия в доме родителей, Стоян приучился к посту, молитве и постоянному посещению церковных богослужений. С детства он отличался особым смирением и серьезностью, а также милосердием. Семья его была бедной, не всегда имела в достатке хлеб для пропитания, однако и этой скудной пищей Стоян охотно делился с ближними, особенно с пастухами, когда пас овец.
Родители Стояна испытывали на себе ненависть злых соседей потурченцев, отпавших от отеческой веры и принявших ислам. Их ненависть и злоба распространялись и на молодого Стояна. Эти первые испытания как будто предзнаменовали те скорби, которые предстояло пережить подвижнику в своей жизни. Желая оградить сына от коварства соседей и обучить его грамоте, родители отвели его в ближайший монастырь Завала во имя Введения Пресвятой Богородицы. Игуменом обители был родной дядя Стояна Серафим. В то время эта святая обитель была известна на всю Герцеговину. Здесь были и ученые монахи, и достаточное количество книг, так что благоразумный Стоян изучил Священное Писание и творения святых отцов, преуспел во многих полезных науках. При чтении книг и творений святых отцов душа его возжигалась любовью к Богу и желанием монашеского жития.
Со временем Стоян перебрался из Завалы в не менее известный монастырь Тврдош в Требиньском краю, посвященный Успению Пресвятой Богородицы, где располагалась епископская кафедра. Живя в этой обители, он еще больше возлюбил монашеское житие и окончательно решил вступить в ангельский, монашеский чин. Стоян проводил все время в посте, бдении, молитвах и телесных трудах и со временем был пострижен в монахи с именем Василий, в честь святителя Василия Великого: в своей подвижнической жизни и архипастырском служении он уподоблялся великому иерарху и учителю Церкви. Спустя некоторое время святой Василий был удостоен диаконского, а затем и священнического чина и с великим благоговением служил перед престолом Божиим.
Апостольские труды святого Василия вызывали недовольство и озлобление местных потурченцев, они даже замышляли убить его. Во избежание опасности и одновременно побуждаемый желанием еще больше помочь своему народу, святитель отправился в единоверную Россию, как это не раз делали духовные вожди сербского народа. Вернувшись на родину, он привез с собой богатые дары: церковную утварь, священнические облачения и богослужебные книги, а также деньги.
Он снабжал всем этим бедные храмы Герцеговины, а также помогал узникам темниц и другим нуждающимся. Многие запустевшие и заброшенные храмы были восстановлены и обновлены, в самом Тврдоше и при других приходских храмах открывались народные школы. В просветительской и ктиторской деятельности святой Василий призывал на помощь братию Тврдоша и приходское духовенство.
«Но лукавый враг рода человеческого, — пишет в житии святого архимандрит Иустин (Попович), — и на этот раз не оставил его в покое. Прежняя ненависть его врагов разгорелась с новой силой. С одной стороны, это были потурченцы, а с другой — агенты латинской унии. Его неустрашимая ревность и неутомимое апостольское пастырство только увеличивали ненависть и насилия богопротивников, так что святитель был вынужден снова покинуть этот край».
На сей раз он отправился на Святую Гору Афон. Следуя через Оногош (современный Никшич) и Жупу Никшичскую, святой Василий достиг монастыря Морача, откуда добрался до монастыря Георгиевы Столбы, а затем продолжил свой путь до самой Печи. Прибыв в Печь, святой Василий явился к патриарху Печскому Паисию Яньевцу (1614–1647) и «подробно поведал ему о тяжелом и бедственном положении православных сербов в Герцеговине, об их страдании под насилием и гнетом турецким и о лукавой латинской пропаганде».
Затем он сообщил патриарху о своем желании отправиться на Святую Гору и испросил у него на это благословения. Мудрый патриарх Паисий, видя добродетели и духовные дарования святого Василия и изумляясь его пастырской ревности и трудам, решил хиротонисать святого в архиереи. Именно такой архиерей был нужен исстрадавшемуся православному народу Захолмского края. Однако прежде патриарх все же отпустил его на Святую Гору, посоветовав не оставаться там долго, а вернуться в Печь.
Святой спокойно добрался до Афона и прожил там целый год. За это время он посетил многие монастыри и скиты, обогатясь духовным опытом афонских подвижников. Дольше всего святой провел в сербском монастыре Хиландаре.
По возвращении с Афона святитель Василий опять заехал в Печь и явился к патриарху Паисию. Патриарх созвал сербских архиереев и на праздник Преображения Господня 1638 года хиротонисал святого Василия во епископы, назначив его митрополитом Требиньским с кафедрой в монастыре Тврдош. Несмотря на то, что святому Василию не было и тридцати лет, за праведность жизни он был удостоен епископского сана, приняв на себя служение, столь необходимое для Церкви в те тяжелые времена.
Из Печи молодой архиерей прежним путем отправился обратно в Тврдош, где православные встречали его с великой радостью. Святитель без промедления продолжил свои пастырские труды, невзирая на опасности, которые подстерегали его повсюду.
Главным его оружием оставалось слово Божие и молитва, сила которой была столь велика, что уже при жизни святой творил чудеса исцелений. В Острог к святому стало стекаться множество народа, ища помощи и утешения в различных несчастьях и скорбях. Святой милостиво помогал каждому своими молитвами и духовными советами, а нередко и милостыней. К милосердию и пожертвованиям на восстановление храмов и монастырей он призывал и других. Так, святитель сподвиг богатого благотворителя Стефана Владиславича с тогдашним игуменом Тврдоша Вениамином привести в порядок эту святую обитель.
В то время турки жестоко расправились с Восточно-Герцеговинским митрополитом Паисием Требешнянином. Печский патриарх Гавриил Раич (1648–1656), впоследствии также пострадавший от турок и окончивший жизнь свою мученически, назначил святителя Василия митрополитом на овдовевшую кафедру и по этому поводу издал специальную грамоту, в которой, в частности, говорилось:
«Смирение мое пишет в богоспасаемую епархию, которая зовется Никшич, Плана, Колашиновичи и Морача… вам, преподобным игуменам, священноинокам и инокам, благоверным протопопам, и честным священникам, и всем во Христе Боге благоверным христианам. Благодать Божия и помощь святых сербских святителей да будет со всеми вами! Сим уведомляю вас, что дал и благословил вышереченную епархию владыке Захолмскому, кир Василию, которую держал покойный владыка Максим и блаженнопочивший владыка Паисий, да будет им вечная память. Примите с усердием вышереченного владыку и воздайте ему честь, как полагается всякому законному митрополиту, дабы получить благословение и благодать Господа Бога и покров Пречистой Богородицы на вас, и на детей, и дома ваши православные».
Приняв в управление новую епархию, святитель Василий еще некоторое время управлял из Тврдоша, а затем переехал в Оногошт.