Содержание
Откуда взялись славяне? Конечно, можно обратиться к этнографическим источникам, но есть и мифологические источники на эту тему, которые тоже заслуживают внимания.
Так, средневековые русские летописи прямо указывают на происхождение славянских народов от Иафета — одного из сыновей Ноя.
Иафет и его сыновья
Кстати, имя Иафет (вариации — Яфет или Иапет) означает, с одной стороны, «красота», с другой — «распространение» или «расширение». Если верить Книге Бытия, еще до всемирного потопа Иафет основал город Яффа. После того как он спасся вместе с женой на Ноевом ковчеге, у них родилось семеро сыновей — Гомер, Магог, Мадай, Иаван, Фувал, Мешех и Фирас, у которых, в свою очередь, со временем тоже родились сыновья. «От них населились острова народов в землях их, каждый по языку своему, по племенам своим, в народах своих» (Быт. 10, 1-5).
В «Повести временных лет» говорится: «По разрушении же столпа и по разделении народов взяли сыновья Сима восточные страны, а сыновья Хама — южные страны, Иафетовы же взяли запад и северные страны. От этих же 70 и 2 язык произошел и народ славянский, от племени Иафета — так называемые норики, которые и есть славяне. Спустя много времени сели славяне по Дунаю, где теперь земля Венгерская и Болгарская… От тех славян разошлись славяне по земле и прозвались именами своими от мест, на которых сели. Так одни, придя, сели на реке именем Морава и прозвались морава, а другие назвались чехи. А вот еще те же славяне: белые хорваты, и сербы, и хорутане. Когда волохи напали на славян дунайских, и поселились среди них, и притесняли их, то славяне эти пришли и сели на Висле и прозвались ляхами, а от тех ляхов пошли поляки, другие ляхи — лутичи, иные — мазовшане, иные — поморяне, иные — ободриты. Также и эти славяне пришли и сели по Днепру и назвались полянами, а другие — древлянами, потому что сели в лесах, а другие сели между Припятью и Двиною и назвались дреговичами, иные сели по Двине и назвались полочанами, по речке, впадающей в Двину, именуемой Полота, от нее и назвались полочане. Те же славяне, которые сели около озера Ильменя, назывались своим именем — славянами, и построили город, и назвали его Новгородом. А другие сели по Десне, и по Сейму, и по Суле, и назвались северянами. И так разошелся славянский народ, а по его имени и грамота назвалась славянской».
Миф о трех братьях
Существует и миф, согласно которому предками всех славянских народов являются трое сыновей Иафета, которых звали Чех, Лех и Рус. Впервые о них упоминается в начале XII века в «Чешской хронике» Козьмы Пражского. От них соответственно пошли чехи, поляки и русы (русские). Кстати, о Русе упоминает еще раньше, в Х столетии, побывавший на Руси арабский путешественник Ибн-Фадлан. В своих сочинениях он пишет о происхождении русских от «Руса, сына Иафета и внука Ноя»… Правда, российский историк В.Н. Татищев считает, что легенда о трех братьях, потомках Ноя и Иафета — всего лишь вымысел.
Еще менее выдерживает критику теория далматинского историка XVI века и аббата бенедиктинского монастыря на острове Млет Мауро Орбини, изложенная в книге «Славянское царство» (опубликована в 1601 году на итальянском языке). Она утверждает, что родоначальниками славянских народов являлись правнуки Иафета Скиф, Рус и Славен. Причем, согласно ей, к славянам изначально принадлежали и такие народы, как вандалы, готы, аланы, авары, а от них самих якобы произошли многие европейские нации: шведы, финны, норманны, бургундцы, бретонцы…
Потомки Мосоха?
А в начале XVII века шведский историк Петр Петрей де Ерлезунда пришел к выводу, что предком русских (московитов) был сын Иафета Мешех, «обыкновенно называемый Мосох». «Московитяне получили свое название частию от речки Москвы, частию же от Мосоха, сына Иафетова», — пишет он в своей «Истории о Великом княжестве Московском» (1615).
Таким образом, по крайней мере то, что славяне ведут свой род от Иафета, является общепринятой точкой зрения и наиболее вероятным вариантом, так как об этом говорится во многих источниках. И не так уж важно, как именно звали потомков сына Ноя, которые основали разные славянские народы.