Первый день в школе для каждого первоклассника — стресс: абсолютно не привычная обстановка, много незнакомых людей — детей, учителей. Конечно, все родители озадачены всем, что касается образования, но первоочередная задача — помочь ребенку адаптировать в школе.
Многие дети ждут, когда уже пойдут учиться в школу, потому как для них это новый этап к взрослению. Но не всегда ожидания совпадают с реалиями, и к глобальным переменам необходимо быть готовыми.
Психологи рассказали о помощи ребенку в адаптации в школе
Каждый ребенок-первоклашка находится в стрессовом состоянии, когда только попадает в школьные стены. По некоторым детям это сразу понятно — они вялые, бледные, испытывают головную боль, переживают бессонницу, часто болеют. Такое состояние родители не всегда связывают со стрессом. Дети, которые не могут быстро адаптироваться в школе, капризничают, проявляют истерику, грубят, хамят.
Психологи отмечают, что стресс не всегда проявляется в негативном ключе. Как ни странно, но в этом состоянии ребенок может стать дисциплинированным: самостоятельно утром просыпаться, собирать вовремя портфель, спешить в школу. Иногда такие резкие перемены в поведении ребенка указывают на его волнения, переживания, и он, как никогда ранее, нуждается в родительской поддержке. По наблюдениям психологов, чтобы ребенок адаптировался в школе, потребуется 2-6 месяцев.
Первые несколько месяцев оставлять ребенка на продленку в школе не рекомендуется — пусть после уроков сразу идет домой. В противном случае необходимо познакомиться с воспитателем, узнать, как она относится к детям. Даже в лучших школах требования первым делом предъявлены к учителям, а не воспитателям ГПД.
Ребенок нуждается в физической нагрузке — до школы он ежедневно находился в движении, а теперь должен привыкать к усидчивости. На перемене ребенок также не успеет выплеснуть энергию, потому как она короткая. Даже если в неделю у детей два урока физкультуры, все равно двигательная активность в дефиците. В первые дни в школе все дети переживают нервные и психические нагрузки, а движение — «лекарство» в этот период времени. Таким образом, рекомендуется записать ребенка на секцию — в бассейн, на бег, езду на велосипеде.
Для быстрой адаптации в школе немаловажным является сон — дети должны полноценно высыпаться. Во-первых, чтобы он не «досыпал» на первых уроках, во-вторых, чтобы не снизилась эффективность его обучения. Нормальным для первоклассников считается сон длительностью в 11 часов. Когда ребенок высыпается, то новый день он встречает с хорошим настроением, улыбкой.
У первоклассников как минимум в 1-м полугодии не должно быть домашних заданий. Если их все же задают, то решать их необходимо в период 14:00 — 17:00, до этого времени ребенка нужно накормить, отправить на улицу подышать свежим воздухом. «Домашка» должна занимать максимум 1 час.
Что касается непосредственно самой учебы, то интересоваться ею следует в меру. Детям в первые дни учебы сложно сконцентрироваться, стараться быть аккуратными, менее подвижными, поэтому, если они что-то забыли, не успели, неправильно выполнили задания, не стоит расстраиваться.
Что нельзя делать родителям, дабы ребенок не потерял интерес к учебе:
- упрекать — нельзя ругать детей за то, что у них что-то не получается, они что-то забыли, прослушали
- сравнивать — нельзя говорить ребенку, что другие дети более успешные
- пугать оценками — ничего страшного, если ребенок схлопотал двойку
- пугать будущим — часто родители говорят детям, если они будут учиться плохо, то станут дворниками
- напоминать ребенку, якобы он теперь «взрослый»
- заставлять посещать кружки, секции