В течение многих лет я увлекался наблюдениями за разными движениями и коллективами, которые хотели создать нечто полезное для общества, однако почти в 100% случаев у них ничего не получалось. В некоторых таких коллективах участвовал и я, что позволяло также наблюдать за ситуацией изнутри. У некоторых коллективов получалось сделать, по их собственным словам, «что-то похожее», но в действительности это было даже близко не похоже на исходную задумку. Например, планируется научный проект, который должен был перевернуть представления людей в некоторой узкой области информатики, а в итоге получается хорошая такая курсовая работа ОДНОГО студента второго курса на чистую «пятёрку», но не более того. Сейчас я наблюдаю за началом строительства нового посёлка и вижу в точности ту схему, по которой двигаются все неудачные проекты (дополнение: с момента написания этих строк в черновике прошло полгода, и все мои предсказания по характеру этой работы, кроме двух, полностью свершились; одно предсказание я просто не могу пока проверить, а срок второго ещё не наступил). В шуточной форме я решил набросать достаточно общий план-схему работы над любым проектом, благодаря этому плану проект гарантированно будет провален. Дополню, что эта схема взята из реальности, в ней обобщается, наверное, весь мой многолетний опыт наблюдения за неудачами в сложных начинаниях.
Итак, допустим, что вы — некий идеолог, который решил взяться за изменение мира, и здесь не так важно, имеете ли вы в виду глобальные изменения или какие-то локальные улучшения в отдельных областях. Первое, что нужно сделать — чётко и недвусмысленно отделить себя от «толпы пассивных обывателей», либо просто продекларировать ряд качеств, которые отличают вас от «других». Вы должны показать, что являетесь особенным в каком-либо смысле: либо вы вообще «просветлённый», либо просто вам свыше была дана миссия взяться именно за этот конкретный труд — тогда нужно придумать историю, в которой вы мистическим образом оказались в нужном месте в нужное время и у вас возникли какие-то нужные мысли, а может их «кто-то» продиктовал (например, «я пошёл в лес за дровами, а там на поляне была девушка, которая общалась с белками и которая впоследствии изменила мою жизнь»). Если проект предполагает духовное развитие, то вы должны декларировать духовность, если это научный проект, то вы должны быть либо признанным учёным, либо непризнанным гением из мира псевдонауки, знания которого человечеству ещё предстоит осознать через пару сотен лет. Если речь идёт об эзотерике, значит у вас должны быть эзотерические способности или всякие такие «знания». САМОЕ ГЛАВНОЕ: вовсе не обязательно всё это иметь, важно уметь красноречиво это декларировать!
Многие научные или околонаучные проекты отличаются от остальных тем, что в них нет такой вот ярко выраженной роли главного идеолога или лидера. То есть там просто сидят заинтересованные ребята, обычно весьма юные, которые с энтузиазмом берутся за работу без какой-либо стратегии. В очень редких случаях у них получается сделать что-то вроде Microsoft, Apple, Google, FB или VK, и тогда упомянутая в предыдущем абзаце особенность уже является подкреплённой реальной практикой успеха. Впрочем, при детальном рассмотрении ситуации можно проследить очень интересные родственные или просто тесные связи таких ребят с представителями элиты. Это позволяет предположить, что история некоторых гигантов была управляемой извне с самого начала. Если вы относитесь к этой категории удачливых людей, работающих на интересы «хозяев мира», вам не нужно следовать предлагаемому здесь плану, просто делайте, делайте, делайте свою работу — и всё (не)получится само собой. Главное — не забывайте по указке сверху внедрять в свои системы или проекты функции тотального контроля, стукачества, цензуры, инструментов поддержки исторически-сложившего рабовладения и давления на неугодных пользователей. Ставьте свои цели выше средства их достижения и стойте на позиции типа: «если я не буду этого делать, то придёт другой лидер и сделает ещё хуже, а я хотя бы не так плохо делаю, как от меня требуют». Не пытайтесь изучать социологию, философию, историю науки, политологию, и другие науки, связанные с достаточно общими вопросами управления. Ваше личностное развитие должно оставаться на уровне тех пацанов, которые начали свои великие проекты в папином гараже. Порой это очень высокий уровень, но вот повышать его как раз не надо, иначе вы не будете управляемыми теми, на кого работаете, а потому будете быстро свергнуты вниз.Итак, с гениями из папиного гаража мы разобрались полностью, поэтому дальше читают только те, кто к ним не относится.
Соберите коллектив единомышленников. Здесь можно действовать по-разному, но результат будет идентичным. Можно придумать правила или выдвинуть требования к тем, кого вы хотите видеть в свой команде. Правила должны быть достаточно примитивными и при этом размытыми, чтобы в случае чего можно было отказать подходящему, но неугодному вам кандидату, ссылаясь на то, что он не так понял требования. При этом вы просто обязаны следовать схеме «все животные равны, но некоторые ровнее», иными словами, сами вы не обязаны попадать под эти правила или требования. Вам можно нарушать их, яростно сопротивляясь тем, кто вас в этом уличил. Например, вы можете не допускать к себе людей, которые судят других за ошибки и при этом называют свою позицию «объективной оценкой личности», при этом сами можете выполнять подобную «объективную оценку личности» по отношению к кандидатам. От них же вы требуйте добавлять «по моему субъективному мнению» в конце каждого высказывания, а сами постоянно утверждайте, что ваше мнение объективно, потому что основано на глубоком опыте понимания жизненных процессов. Вы можете не разрешать им судить себя, но сами можете судить по полной программе.
Можно не придумывать правила сразу, а просто разбросать везде объявления о своей идее и позвать «всех желающих» менять мир вместе с вами. Разница с первым вариантом в том, что первые несколько дней в вашей команде будет много-много маленьких «хомячков», которые будут в основном только жрать — отнимать ваше время, задавая глупые вопросы или давая «ценные» советы и рекомендации, — и гадить — выполнять не ту работу, которую нужно, а делать всякую фигню под флагом вашей организации. Последнее называется благонамеренным идиотизмом, хотя данный феномен имеет значительно более широких спектр своего проявления в обществе, например, «СтопХам» или «Час Земли», да тысячи их… Когда «хомячки» отпадут, у вас останутся только «наивные приспешники». То есть, по сути, результат будет тем же, а потому для недопущения повторной ситуации с кучей хомячков всё же придётся придумать какие-то правила. И вот — вы пришли к тому же самому. Не забудьте, что вам можно нарушать правила, потому что вы «ровнее других».
Делать тестовые задачи для вступления в коллектив или не делать — не важно, результат будет идентичным, это нетрудно понять по аналогии с наличием или отсутствием правил.
Декларировать свои конкретные цели и задачи сразу или потом — не важно, результат будет идентичным.
Также не важно, когда и как вы объявите себя лидером проекта, просветлённым гуру, наместником Бога на Земле или просто человеком, за которым остаётся последнее слово — результат будет идентичным.
Итак, некий коллектив собрался. Вот вы уже видите самых умных и самых глупых людей в команде и уже мысленно распределили им роли. Нужно обязательно встретиться, познакомиться (если требуется) и определиться с планами на будущее. Проведите голосование: кому, куда и когда удобно приехать. Покажите, будто бы от мнения людей в коллективе может что-то зависеть, их это подкупает и им кажется, что они уже принимают какие-то важные решения. Среди вариантов выбора в голосовании должны быть только такие, которые удобны лично вам, чтобы при любом раскладе вы не слишком парились с поездкой.После двух-трехмесячного обсуждения будущей встречи и вариантов её проведения (с чисто формальной, малоинтересной стороны), а также обмена ожиданиями и накручиванием энтузиазма, наконец-то она состоится, и на ней будет присутствовать обычно треть из тех, кто заявился, за эти 2-3 месяца больше половины уже просто ушли из проекта, а другие так или иначе оказались заняты чем-то другим. В некоторых редких случаях действительно приезжают все, кто собирался (когда в проекте всего полдюжины человек), но особой роли это не играет, потому что последствия встречи всё равно будут идентичными.
Встреча окажется бесполезной. Все полезные вопросы можно было бы обсудить через интернет, но при личной встрече большого количества людей неизбежно возникают сопутствующие психологические эффекты. Люди начинают болтать друг с другом о всякой фигне, разбиваясь на небольшие коллективы по интересам. В основном, они делятся друг с другом своими успехами и достижениями, хвалятся опытом и стараются показать своё место в проекте, дескать, что он не какой-то там «хрен с горы», а опытный специалист, без которого проект «не пойдёт». Особо наглые начинают в своих кругах критиковать других «успешных» участников проекта за их спинами, упорно намекая на то, что сами-то они как раз хорошо знают, что надо было бы делать, но по целому ряду важных причин не делают и даже не говорят об этом открыто.
Болтовня будет сопровождаться некоторыми запланированными выступлениями с презентациями, в ходе которых будет в очередной раз рассказано то, что все и так уже знают:
- как хорошо и здорово будет пожинать плоды своих усилий;
- какие мы особенные, что только мы можем решить эту задачу здесь и сейчас, а никто кроме нас не может. Либо мы, либо никто;
- мы явим миру то, чего он раньше не видел;
- нам нужно (не)много бабла, а потому вон те два деловито сидящих «денежных мешка» в переднем ряду — это наши инвесторы и мы должны поплясать перед ними как следует, выставляя всё в лучшем свете. «Мешки» должны постоянно ощущать, что они — самые главные участники проекта, что именно они меняют мир и принимают важные решения, которые мы принимаем.
Последний пункт не обязателен, но часто присутствует в крупных проектах. Эти проекты УЖЕ обречены подчиняться воле инвесторов, а потому никогда не будут развиваться в соответствии с изначальной концепцией (если она вообще была). Мешки с дерьмом (простите, с баблом) пришли чтобы получить прибыль, или её эквивалент нематериального характера, а потому сам проект их мало интересует.
После собрания все участники должны с энтузиазмом взяться каждый за свою роль и усердно изображать видимость продуктивного труда. Делать это нужно РОВНО три дня! Не больше и не меньше. Потом нужно остановиться и вернуться к своей неустроенной бытовой жизни, воюя с её физическими проявлениями. «Нет времени и сил» — это должна быть классическая отговорка, за которой скрывается реальная позиция: «я подожду, когда остальной коллектив всё сделает, а я тогда подмажусь где-нибудь, может лопату подержу или чисто символически поеложу граблями по уже убранной траве». Почти 100% участников обязаны встать на эту позицию. Некоторым разрешается иметь иное мнение, скажем: «руководство проекта какое-то безграмотное, ничего не понимает в управлении. Я не буду ничего делать пока они не догадаются о своих ошибках и не начнут их устранять». В умолчаниях должна быть ровно та же самая позиция: «Я подожду, когда всё будет сделано». Остальной почти один процент участников должен трудиться с преданностью фанатиков, но над чем?
Над чем угодно. Просидев неделю, а может и месяц над разработкой каких-то идей, фанатики проекта вдруг обнаруживают, что их труд пересекается, в результате чего возникает конкуренция. Часто хитрый руководитель намеренно сталкивает лбами разных людей, давая им одну и ту же работу, но это не важно, потому что итог всё равно идентичный: фанатики начинают вставать на позицию: «либо делаем так, как придумал я, либо я ухожу».
Ну вот, часть фанатиков ушла: кто в другой проект, а кто вовсе разочаровался в задумке, стал жить «как все». Некоторые решили сделать свой собственный проект, беря на себя роль идеолога-руководителя. Они начинают действовать по описываемой здесь схеме, но с самого сначала.
Проект стоит, потому что никто ничего не делает, все ждут результата, а фанатики ждут команды от руководства, делая что угодно, только не то, что нужно. Руководство команды не даёт, потому что не знает, что делать, им нужно строчить идеологическую портянку для обоснования работы движения. Чтобы снять с себя ответственность за безграмотное управление руководитель проекта объявляет, что отныне движение должно работать на принципах осознанности и самоуправления. Иными словами, люди должны сами проявлять инициативу и делать. Что делать? Да пофиг, просто делать, а там видно будет, правильно оно или нет.
Если никто ничего не делает, начинаются обвинения разных членов коллектива в том, что они ничего не делают, а те отвечают, что они на самом деле делают очень много, просто их работа ещё не видна. Бывает и другой ответ: мы делаем, но просто потихоньку, не торопясь, чтобы всё сразу хорошо получилось. Руководитель проекта сокрушается этому обстоятельству, но продолжает взывать к осознанности членов движения. Ничего не работает, но выход ещё есть: нужно организовать вторую встречу, на которой будет предъявлен Устав движения или Манифест, и когда все будут действовать по Уставу и Манифесту, тогда всё станет хорошо и правильно — работа пойдёт.
Прежде чем Устав или Манифест будет разработан и предъявлен, несколько фанатиков создают ряд черновиков и выдают их на суд общественности. Разгильдяи, которые ждут всё готовое, лениво листают предлагаемые страницы и, увидев возможность показать, что они тоже что-то делают, предлагают «очень-очень важные» правки или просто выражают критику. Фанатики стараются удовлетворить запросы потребителей их текста и что-то подправляют, что-то переписывают полностью и в конце концов получают Манифест Клуба Неудачников.
Теперь на очередном собрании этот манифест предъявляется как важная основа работы движения. Участники радуются очередному достижению проекта и затем целых три дня бурно обсуждают следующие важные вещи:
- как хорошо будет, когда всё будет готово;
- никто кроме них не сможет сделать ничего подобного, только они могут изменить мир;
- это будет масштабно и грандиозно;
- но где взять денег?
«Денег нет, но вы держитесь здесь, — говорит главный идеолог, — учитесь зарабатывать, трудитесь, придумайте что-нибудь, вы же осознанные люди». И осознанные люди возвращаются домой в ожидании того, когда кто-нибудь придумает как им зарабатывать деньги.
Далее ожидается третье, четвёртое, десятое, двадцатое совещание участников проекта, на котором оглашаются все те же тезисы, правила приёма новых участников, организуются членские взносы, которые уходят на всякую фигню вроде рекламы своего клуба неудачников и аренду помещений для встреч, организуемых ради обсуждения всё тех же тезисов, сбора взносов, которые уходят… ну вы поняли.
Следующий шаг — нужна некая субкультура, выраженная в формальном наборе ритуалов и опознавательных знаков, которыми люди из движения могут отличить себя от «остальных». Разрабатываются правила, среди которых обязательно будет минимум одно из следующих, но часто несколько:
- не употреблять в пищу мясо (и рыбу);
- не пить и не курить;
- не ругаться матом;
- не совокупляться без надобности (характерно для религиозных сект, обычные люди в движениях боятся потерять такую форму удовольствия);
- вносить десятину в развитие движения (10% от дохода);
- стремиться к осознанности и следовать всеобщей целесообразности;
- жить природосообразно;
- носить определённую форму одежды или символы отличия;
- думать, как можно чаще над тем, что происходит вокруг;
- думать, прежде чем сказать;
- не брать кредиты с положительными процентами;
- регулярно устраивать субботники;
- служить общему делу (проекту / движению) и ставить его выше дел личных;
- оставлять свидетельства своего присутствия в разных местах особыми метками (надписи, наклейки на стенах, столбах, скамейках, асфальте и т. д.);
- не увлекаться только одним половым партнёром, а уделять внимание и другим (характерно для движений на основе полиамории).
Помимо явных правил, вроде указанных выше, часть субкультуры складывается стихийно под действием естественных процессов в сознании её участников. Так, например, это может быть агрессивный стиль общения с теми, кто не является сторонником движения и посмел выразить свою критику (не зависимо от её справедливости или несправедливости). Форма оскорбления или обвинения «инакомыслящих» обычно выглядит одинаково от разных участников, которые сами того не замечают. Способ мышления по отношению к любой существующей в мире проблеме становится одинаковым, потому что сама идеология движения диктует способ такого отношения. Например, «во всём виноваты рептилоиды» или «всё это подстроил глобальный предиктор». Кстати, прейскурант на услуги глобального предиктора представлены ниже. Также можно увидеть ярко-выраженную попытку защищать «своих» и нападать на «чужих» даже в том случае, когда «свой» явно перегибает палку и допускает абсолютно детские логические ошибки в своей аргументации. Однако, как только «свой» становится «чужим» по тем или иным причинам (обычно это прозрение и трезвый взгляд на весь этот беспредел), то все его логические ошибки ТУТ же становятся объектом атаки бывших «своих». Также может появиться собственная форма юмора, некие традиции, а также узнаваемые только членами общества знаки внимания друг к другу и т. д.
Вот, субкультура сложилась, зомбирование прочно держит некоторое ядро участников подле друг друга. С этого момента болтовня просветительского характера в сети на форумах и разных беседках, а также споры с другими движениями и самореклама становятся основной формой существования и занимает «ядро» участников полностью. Остальные участники приходят, напишут на форуме пару слов, и уходят. На них даже никто не обращает внимания. Это шушера, периферия, их задача только изображать массовку.
Вся деятельность движения, собравшегося около некоторого проекта, теперь сосредоточена исключительно на поддержании самого себя. Проект уходит в сторону, он играет лишь роль вывески, идеологической портянки, которой нужно прикрываться для обоснования своего существования. Движение теперь существует не ради проекта, а ради самого себя и той субкультуры, которую оно порождает. Так создаётся эгрегор движения, единственная цель существования которого — существование, а питается этот эгрегор энергией своих участников.
Далее жизнь движения полна самых разнообразных сюжетов. Перечислим самые интересные из них.
1 Собрания, чаты, обсуждение текущего момента и решение того, кто что будет делать дальше.
2 Обнаружение того обстоятельства, что «что-то идёт не так», и нужно делать всё как-то по-другому.
3 Сбор денег на решение обнаруженной в пункте 2 проблемы.
4 Трата денег на всякую чушь вроде рекламы движения и создания материалов, призванных объяснить «другим людям» то, почему они идиоты, если ещё не вступили в «наше единственно-правильное движение». Далее деньги заканчиваются и обычно следует переход к пункту 2.
5 Главный(ые) идеолог(и) организует(ют) просветительскую лекцию на некоторую тему, а остальные приспешники слушают её через интернет, заедая печеньками с чаем. Потребив познавательный контент и ощутив свою причастность к чему-то важному и высокому, приспешники высказывают своё важное мнение по лекции, дополняют её, и иным способом всячески показывают, что они что-то поняли. Хотя на самом деле они просто поели, в обоих смыслах. Часто возникает настроение рассказать всем новую открывшуюся истину, и поэтому переходим к следующему пункту.
6 Баталии с еретиками, не участвующими в движении, когда кодла своих приспешников накидывается на кодлу приспешников другого движения или наоборот. Срач на форумах, в чатах или комментариях надолго занимает внимание участников с обеих сторон.
7 Сотрудничество с другой кодлой, когда всем кажется, что теперь, объединив усилия, можно достичь большего, нужно лишь устранить некоторые разногласия в идеологических портянках. Но сделать этого не удаётся и все переходят к пункту 6.
8 Мечты о том, как всё будет хорошо, когда идеологическая портянка будет реализована в действительности. Переход к пункту 1. Попутно выполняем пункты 9-11.
9 Разговоры о том, как мы отличаемся от остальных.
10 Обсуждение всех тех проблем, в которых никто из участников движения даже приблизительно не разбирается. (Например, что следует сделать властям, чтобы стало хорошо и почему они сейчас делают всё неправильно).
11 Чтение различных юмористических статей вроде этой, в которых критикуются различные движения, но при этом участники ни в коем случае не допускают мыслей о том, что это написано про них, они думают, что это написано про всех, кроме них. А их движение ни по каким пунктам не попадает под читаемое описание.Однако рано или поздно очередной “хомячок” пробуждается от спячки, окидывает взглядом эту оргию онанистов, закрывшихся в одной комнате с порнофильмом, и с охреневшим взглядом на всё это безобразие бежит к двери, надевая штаны, и с криком начинает колотить в неё: «Выпустите меня, б..ь, отсюдова, онанисты х..вы!».
Тем не менее, процесс пробуждения вовсе не так прост, как это описано в предыдущем абзаце, потому что эгрегор движения прочно удерживает своих доноров возле себя. Как на самом деле происходит выход из секты я опишу позже в отдельной статье: «Как выйти из секты?»
PS. Для тех, кто не понимает смысл употребления ненормативной лексики в некоторых моих статьях. Возможно, это видео поможет вам понять меня лучше. Смотреть БЕЗ детей и с радостно-ностальгическим, но задумчивым и полным желания творить добро настроением. Если вам трудно уловить подобный юмор, то вам будет трудно вообще меня понять так, как этого хотелось бы мне. Хм… или вы думали, что я такой весь серьёзный по жизни?