Исмагил Шангареев на Сабантуе в Анталии (Турция, 23 июня, 2019 г.).В наши дни Татарский мир представляет собой глобальный цивилизационный феномен сетевой структуры, в которой татарские диаспоры создают свое особое пространство культуры, родного языка, народных традиций и обычаев, и таких уникальных праздников как Сабантуй.
Достаточно сказать, что еще 2003 году Сабантуй был включен в список шедевров устного и нематериального наследия ЮНЕСКО, что свидетельствует о выходе этого праздника далеко за границы Татарстана.
Проведение Сабантуя в этом году в турецкой Анталии, еще одно убедительное свидетельство о том, что география этого праздника все более расширяется, охватывая не только регионы Российской Федерации, но и такие близкие Татарскому миру государства, как Турция.
Из фотогалереи Исмагила Шангареева на Сабантуе в Анталии (Турция, 23 июня, 2019 г.).Интеграция народов как река, где-то быстрая, где-то медленная, но всегда несущая в себе обмен опытом и знаниями. И я, не побоюсь сказать, что с каждым годом Сабантуй расширяет границы татарской культуры, открывая для народов мира дух татарскости — особой широты души татар, чей праздник по праву становится всемирным.В этой связи, нельзя не обратиться к оценкам турецкой прессы и, прежде всего, к такому известному информационному порталу как Ulusal kanal, на котором Сабантуй в Анталии был отмечен как: «Devletleri birle?tiren bayram» — праздник, который объединяет государства. С моей точки зрения – это очень точное определение социокультурного назначения Сабантуя, так как смыслы культурной интеграции все более становятся востребованы в современном мире.
Ulusal kanal в своей публикации особо отметил, что на турецкой земле — Анталия является домом для проведения Сабантуя, который известен как старейший национальный праздник татар.
Со своей стороны, хочу заметить, что есть гипотеза (требующая дополнительных полевых исследований), согласно которой татары Мишари участвовали в формировании Восточной Византии, т.к. местом, их исконного проживания были окрестности Константинополя. Став участником Сабантуя в Анталии, я мысленно представил себе временную петлю, которая пройдя сквозь столетия, нашла свое культурно-историческое завершение в современной Анталии, куда я со своим походным чемоданом прилетел на Сабантуй.
Здравствуй Анталия – мы приехали на Сабантуй!Очень важным в турецком взгляде на сущность Сабантуя, мне показалась историческая составляющая, стремление понять его истоки, как праздника земледелия. Так на портале Ulusal kanal было отмечено, что этот один «День лета, год будет кормить». Важно, что именно земледелие как древняя традиция становится предметом особого внимания турецких журналистов, которые в связи с Сабантуем в Анталии пишут о «счастье возделывания земли, о празднике плодородия», подчеркивая тем самым, что у всех оседлых тюркских народов единые ценности, и Сабантуй не просто праздник, а некий пик единения человека и природы. Не поэтому ли говорится на портале Ulusal kanal – «Сабантуй отмечается татарским народом с древнейших времен с особым духовным настроем». Такие оценки, думаю, не случайны. Турецкий и татарский народы многое объединяет и в прошлом, и в наши дни.
Кто помнит эту женщину — турчанку из передачи Андрея Малахова?На Сабантуе я встретил турчанку по имени Гульсум. Удивительная женщина, широтой души которой восхитился даже президент Турции Реджеп Эрдоган.Но особенно история, связанная с этой женщиной, взволновала многих людей в России Ведь она почти 10 лет выхаживала молодого мужчину, который лишился речи и памяти после аварии в Анталии. Она назвала его Умут, не зная, что настоящее его имя Игорь. Не смотря на ее многолетний уход и молитвы, Игорь не выжил. Журналисты программы Андрея Малахова «Прямой эфир», приехавшие в Анталию, были последними из представителей СМИ, кто видел его живым.
Андрей Малахов пригласил ее в студию своей программы в Москву, куда пришли те, кого турчанка Гульсум вдохновила на материнский подвиг. Вот такая встреча ждала меня на Сабантуе в Анталии. Поистине, Сабантуй -праздник, объединяющий людей в пространстве духовности.
И еще о впечатлениях турецких СМИ: «Праздничные песни Сабантуя, народные изысканные танцы, традиционные конкурсы и радостные гости из разных стран Евразии … Все здесь утверждает дружбу народов, которая в будущем станет еще крепче». Примечательно, что в Турции, принимают как историческую данность «страны Евразии» (в прошлом Великой Тартарии). Являясь ассоциированным членом Ассамблеи народов Евразии, я не без удовлетворения наблюдал как исключительно продуктивен диалог культур, как важно говорить на языке народной песни, как Сабантуй становится творческой площадкой интеграции народов, играя роль катализатора цивилизационных процессов.Важно особо подчеркнуть системообразующую роль деятельности президента Татарстана Рустама Минниханова и отметить, что каждый Сабантуй за рубежом находится в сфере его пристального внимания. Даже если он не может посетить его сам, в адрес организаторов и гостей праздника направляются Приветственные письма президента. В письме, направленном в Анталию подчеркивается, что праздник Сабантуй является хранителем истории, традиций и обычаев богатой татарской культуры.
Приветственное письмо президента Татарстана Рустама Минниханова участникам Сабантуя в Анталии.Имея опыт работы по созданию Ассоциации татаро-башкирских диаспор в ОАЭ, не могу не отметить, что во многом благодаря личному участию Минниханова, по всему миру создаются маяки татарской культуры — диаспоры, которые всегда получают поддержку в Татарстане.
Президент Татарстана Рустам Минниханов и Исмагил Шангареев.Надо сказать, что Казань как центр политических и культурных инициатив Татарского мира, приняла самое активное участие в подготовке и проведении Сабантуя в Анталии или, как его поэтично назвали организаторы, Сабантуя под пальмами. Торжественно открыл Сабантуй под пальмами заместитель начальника Управления образования Казани Марат Фаттиев, который умело совмещая знание нескольких языков рассказал древнюю историю Сабантуя, напомнил многочисленным гостям со всего мира о его важной культурной и образовательно-исторической основе.
Набирая силу праздник подобно волнам Средиземного моря приносил все новые и новые сюрпризы. На стадионе Московской международной школы для гостей организовали концерт, на котором выступили казанские школьники, а также была развернута выставка «Родом из ТАССР». Кроме того, все желающие смогли принять участие в национальных играх, конкурсах и состязаниях. Самым талантливым исполнителям и танцорам, а также победителям конкурсов и членам сообщества «Анталийские татары» официальные гости из столицы Татарстана вручили призы с символикой Казани.
Погружаясь в татарскость Сабантуя на турецкой земле, я обрел не мало новых друзей, и это делало праздник особенно ярким, потому что коммуникации сегодня приобретают новый смысл. Совместные творческие проекты, новые идеи, но главное «лучистые энергии» близких по духу людей.Об этом как-то не принято писать, но коммуникационная составляющая Сабантуя – это особый предмет для исследований этнографической среды и атмосферы праздников, когда люди легче находят общий язык, когда возникает взаимопонимание на уровне улыбки, дружеского рукопожатия, общей исторической памяти.
Сабантуй в Анталии в лицах.Окидывая единым взглядом прошедший Сабантуй под пальмами, не могу не отметить кулинарные мастер-классы и дегустацию татарских блюд, потому что татарскость особенно характерно проявляется в культуре питания, в технологиях приготовления тех или иных блюд, в многообразии национальных пищевых предпочтений.
Дегустация татарских сладостей на Сабантуе в Анталии.Сладкая составляющая Сабантуя под пальмами и легкий ветерок со Средиземного моря дарят ощущение доброты и единства, которое как утверждает девиз Евросоюза — «достигается в многообразии».
Исмагил Шангареев: писатель, публицист, ассоциированный член Ассамблеи народов Евразии (АНЕ), сопредседатель Совета по кино- видеовизуализации культурно-исторического пространства Евразии АНЕ, академик Евразийской Академии Телевидения и Радио (ЕАТР), Член Президиума ЕАТР.