Голливуд у границ Китая: как в Алматы в годы войны снимали кино
Киностудии Москвы и Ленинграда во время Великой Отечественной были эвакуированы в Алматы. Снимать патриотические фильмы приходилось в сложных условиях: не хватало материалов для декораций, людей для массовок и техники. Что делали режиссеры для правдоподобности, расскажет корреспондент телеканала «МИР 24» Кирилл Харламов.
«Вот как раз те самые сцены с танчиками маленькими. Это макет дерева, скорее всего. Даже видно, что они не естественно падают», – показывает места съемок режиссер Инна Рудакова.
Достоверная фронтовая атмосфера в условиях тыла. В процессе съемок режиссеры художественных фильмов в Великую Отечественную шли на маленькие хитрости. О них документалист Рудакова готова рассказывать часами.
«В большом шатре, который использовался как павильон съемочный, прямо на полу устанавливали маленькие модели танков и т.д., и потом их за веревочку тянули. И нужно было делать такие маленькие микроскопические взрывчики, и все это взрывалось, крупно снималось и выглядело это, как будто все натуральное», – пояснила режиссер документального кино Инна Рудакова.
Фильм «Парень из нашего города» – о танкисте Сергее Луконине. В киноленте впервые прозвучали стихи писателя Константина Симонова «Жди меня».
Жди меня и я вернусь,
Всем смертям назло.
Кто не ждал меня, тот пусть
Скажет: – Повезло.
В годы войны в дефиците было все: материалы для декораций, военная техника для батальных сцен, люди для массовки. Все трудоспособное население работало на заводах. Единственный выход для кинематографистов – снимать стариков, подростков и детей.
«Вот она управа. Ее выстроили только стены передние, а потом ее порушили», – комментирует сцену фильма «Секретарь райкома» Виталий Энголи.
Виталий Энголи на съемочную площадку пришел вместе с другом. За работу в массовке им заплатили по 30 рублей. Для 11-летних мальчишек – большие деньги. Но еще дороже была сама возможность сняться в кино.
«В сознательном возрасте я их пересматриваю с большим удовольствием, с большим любопытством. Кино смотрели по всему Союзу и на фронте. Эти фильмы они вдохновляли нас преодолеть трудности пережить это трудное тяжелое время», – рассказал Энголи.
«Голливуд у границ Китая» – так в 1940-е годы называли Алматы. Сюда эвакуировали актеров и режиссеров «Мосфильма» и «Ленфильма». Поселили в Доме культуры профсоюзов. Сейчас это здание филармонии.
«Актеры, которых можно видеть на экране, жили очень сложно и очень скудно. Например, был большой зал, и отвешивали места, разъединяли места простынями», – указала Рудакова.
А вот лауреатам Сталинской премии предоставили дом на улице Кирова. В народе его так и назвали – «Лауреатник». Сюда часто приходили алмаатинцы, чтобы увидеть своих кумиров: Марину Ладынину, Николая Черкасова, Сергея Эйзенштейна.
В своих воспоминаниях Ладынина писала: «На одном из балконов Любовь Орлова хранила мешок картошки. Ей его подарил поклонник. Этот подарок был самым дорогим для того времени».
Продукты кинематографисты получали, как и все алматинцы, по карточкам. Именитым актерам выдавали спецпаек. Несмотря на трудности, на качество работы это не повлияло.
Фильмы поднимали боевой дух и приближали День Победы.
Кирилл Харламов