Фильмы о реальных событиях: где грань между жизнью и выдумкой
Бывает, смотришь кино и понимаешь – все как в жизни: истории и герои оживают на глазах, и чувство сопричастности к происходящему не покидает ни на минуту. Особенно это касается военных лент – они пробирают до дрожи и проникают в душу каждого зрителя. Когда слышишь фразу «снято на основе реальных событий» – впечатляешься еще сильнее и безоговорочно веришь режиссеру. Значит ли это, что по военным фильмам можно изучать историю, где грань между реальностью и режиссерской выдумкой – разбирался «МИР 24».
Они претендуют на историческую достоверность и заставляют сдерживать ком в горле. Уже больше 70 лет зрители смотрят военные фильмы. Только в прошлом году на широкие экраны вышло около 10 лент о событиях Великой Отечественной войны. Все чаще режиссеры стремятся брать за основу сюжета реальную историю. Подвиг советского снайпера Людмилы Павличенко, например, лег в основу фильма «Битва за Севастополь». За год она уничтожила 309 фашистских солдат. Американцы прозвали ее «леди-смерть», а режиссер Сергей Мокрицкий решил показать, что значит – женщина на войне.
Например, страшную сцену, где Павличенко засыпает землей после взрыва, снимали без дублеров. Актриса Юлия Пересильд в этот момент испытала настоящий ужас, вспоминает режиссер. Но именно такие моменты и помогли сделать картину достоверной. Создатели изучили огромное количество архивных документов, в основу сценария легли воспоминания самой Людмилы Павличенко. Но было и то, что пришлось упустить.
«Некоторые абсолютно правдивые ситуации я боялся воспроизводить в кино. Сама Павличенко, например, описывает такой случай. Утром, когда еще не рассвело, она вышла на позицию на горе и увидела, что внизу немцы, просто живые мишени. Но ей не за что было зацепиться. Вдруг она заметила двух убитых немцев. Она их стащила, положила головками друг к другу и легла за ними с винтовкой. Весь день эти молодые парни смотрели на нее мертвыми глазами. У меня слезы наворачиваются. Я как режиссер должен смотреть, какой факт брать, а какой нет – есть некий внутренний фильтр», – говорит режиссер.
Сейчас Мокрицкий готовит новый фильм – «Первый Оскар» о фронтовых операторах. Военные ленты, кстати, часто попадают под прицел критиков. Историки ищут отклонения от правды, как, например, в картине «28 панфиловцев». Миф, легенда – как только не называли подвиг красноармейцев в битве за Москву. Солдат было не 28, и события не более чем «художественный вымысел». Но режиссер Андрей Шальопа не раз повторял – картина посвящена реальному подвигу, а о таком спорить не принято даже в кино. Реальность событий, описанных в этом фильме, оспорить сложно.
«В небе ночные ведьмы» сняла режиссер Евгения Жигуленко, которая сама была в составе авиаполка. Подвиг советских летчиц в ленте 1981 года достоин учебников. Кинокритики уверены: именно фильмы, снятые в послевоенное время, самые правдоподобные.
«Фильмы, которые снимал Быков, «В бой идут одни старики», «Они сражались за Родину» — картины, снятые ветеранами, снятые людьми, которые это пережили, они знали, как все происходило, фронтовые раны не заживали. То, что сегодня подается под соусом реальных событий – это уже легенды», – уверен кинокритик Александр Голубчиков.
Современные режиссеры все чаще обращаются к компьютерной графике, а в 20 веке было принято снимать на натуре. Сергей Бондарчук в фильме «Они сражались за Родину» считал именно этот фактор самым важным. Во время съемок недалеко от современного Волгограда группа не раз натыкалась на мины. Создателям фильма не пришлось копать воронки от снарядов – они остались после боев Великой Отечественной. Актер Юрий Никулин, который сыграл рядового Некрасова, воевал под Ленинградом и был награжден несколькими медалями.
К теме Второй мировой войны часто обращаются и в Голливуде. Стивен Спилберг отказался от гонорара за историческую драму о холокосте «Список Шиндлера». Роман Полански в фильме «Пианист» рассказал на языке кинематографа автобиографию музыканта Владислава Шпильмана. С экранов зрителям военных фильмов напоминают: нельзя забывать о подвигах своих предков. Пока жива память, живы и они.