Летчики сгоревшего 5 мая SSJ 100 компании «Аэрофлот» перед приземлением резко увеличили режим работы двигателей и одновременно опустили нос самолета, что и погубило машину.
Специалистам удалось восстановить всю картину катастрофы пассажирского SSJ-100 авиакомпании «Аэрофлот», который сгорел 5 мая в аэропорту Шереметьево при аварийной посадке. Они подтвердили, что лайнер был поражен мощным грозовым разрядом. Молния отключила электрогенераторы машины и помогающую поддерживать нужные параметры полета автоматику. Как передает сегодня подробности «Коммерсант», это создало проблемную, но все же не опасную для находящихся на борту людей ситуацию.
А вот критической ее могли сделать летчики, которые перед самым приземлением опасно разогнали машину, да еще и перевели ее в режим пикирования, считают эксперты. При возникновении подобной ситуации производители не требуют от летчиков немедленной посадки, а всего лишь рекомендует им поторопиться, исключив резкие маневры и разгон машины более 520 км/ч. Самолет с неработающими генераторами, как утверждает производитель, может находиться в воздухе «достаточное время», чтобы экипаж мог спокойно долететь до ближайшего аэродрома, приземлиться там, а в случае необходимости и уйти на второй круг для повторного захода.
Пилотам SSJ 100 Денису Евдокимову и Максиму Кузнецову, как следует из данных параметрического самописца самолета, удалось, хотя и со второй попытки, выполнить заход на посадку с соблюдением всех нормативных требований. Перед самым приземлением летчики, как показал параметрический самописец, резко увеличили режим работы двигателей и одновременно опустили нос самолета. Именно этот опасный и неоправданный, по мнению специалистов маневр, и погубил машину и ее пассажиров. SSJ 100 сел с существенно завышенными приборной и вертикальной скоростями, да еще и, как выразился один из экспертов, приземлился «на три точки». Сжавшаяся передняя стойка шасси подбросила машину вверх, что привело к более мощным отскокам от полосы. Задние стойки шасси продавили топливные баки машины, вытек керосин, который привел к пожару, в котором погиб 41 человек.
По словам одного из опрошенных изданием экспертов, пилоты, возможно, попытались совершить так называемую ускоренную посадку, которую применяли советские военные летчики во время войны в Афганистане, но не хватило ни опыта, ни выдержки, ни квалификации. Другой фатальной ошибкой летчиков эксперты называют их безуспешные попытки посадить машину уже после отскоков. Нормативные документы по SSJ предписывают летчикам уже после первого отскока прекратить посадку и начинать экстренный взлет.