Суфражистское движение, ратовавшее за избирательное право для женщин в начале XX века, сделало свое дело — теперь оно распространено повсеместно. Однако в то время у него находилось немало противников как среди государственных деятелей, так и среди обывателей, причем многие из противников суфражизма были женщинами.
Антисуфражистские открытки в галерее «Ленты.ру» показывают, насколько антифеминистский дискурс не изменился за последние 100 лет.
«Что бы я сделал с суфражистками»
Сейчас сложно представить, что когда-то женщины не могли участвовать в демократических процессах. Тем не менее, например, в Великобритании они получили это право в 1918 году, а в США — меньше 100 лет назад, в 1920 году. Обычно слово «суфражистка» (от английского suffrage — избирательное право) ассоциируется в общественном сознании с феминистским движением в целом, но задачей суфражисток в конце XIX — начале XX веков было именно получение права голоса для женщин.
«Суфражистки на тропе войны. — Прыгай на его спине, он всего лишь мужик»
В историях о победе суфражисток часто рассказывают о разгоне демонстраций, противостоянии с властями… Однако в них практически не находится места для настоящих противников избирательного права для женщин — общественных объединений, проповедовавших противоположную точку зрения.
«Во время голосования миссис Джонс вспоминает, что оставила пирог в духовке»
Во многом суфражистское и антисуфражистское движения были зависимы друг от друга, реагировали на аргументы другой стороны, подстраивались под тактику друг друга, будучи частями большого «женского вопроса» поздней Викторианской эпохи. Нужно ли равенство между мужчинами и женщинами? Как расширение прав женщин повлияет на ту или иную страну, а также на семейную жизнь и благосостояние отдельных граждан? Эти вопросы стояли как никогда остро, и потому понятно, почему женское избирательное право стало такой жаркой обсуждаемой в обществе темой.
«Если любишь жену больше своей жизни, убирайся отсюда и подчиняйся!»
Происходящее на этой антисуфражистской открытке можно понять не сразу, однако в 1913 году ее значение было ясно как день. Истеричка-жена взгромоздилась на своего мужа и грозит ему скалкой. Вымпел «Право голоса — женщинам» показывает причину ее неадекватного поведения. Плакат «Дом — это святое» иллюстрирует опасность для домашнего очага, когда женщины не придерживаются отведенной им обществом половой роли. Стишок сверху отражает моральный выбор мужчины: подчиниться женщине или бежать, куда глаза глядят.
«Дядя Сэм — суфражистка»
Антисуфражизм был основан на глубоко укоренившихся в общественном сознании предрассудках о том, что участие женщины в политической жизни «маскулинизирует» ее, превращает в мужланку.
«Когда женщины будут голосовать. День стирки. — Да, мой старик — ленивая дряхлая развалина»
Одна из известных антисуфражистских карикатур под названием «Дом суфражистки» показывала мрачного мужа, возвращающегося в дом. В комнате беспорядок, плачущие дети, коптящая лампа и пришпиленная к суфражистскому плакату записка «вернусь через час, или около того». Карикатура отражала витающую воздухе идею о том, что право голоса для женщин — только верхушка айсберга. Дальше будет хуже, и радикальные феминистки разрушат весь домашний уклад.
«Место женщины — дома»
Большинство аргументов против права женщин голосовать строились именно на этом прогнозе — что дальше будет хуже. Впрочем, были и другие. Лорд Керзон, глава британской Национальной лиги против женского избирательного права, приводил «15 сильных, веских и неоспоримых аргументов», согласно которым его не стоило вводить. Большинство из них отталкивались от того, что женщины — «слабый пол». Например, дамам нельзя служить в полиции, а значит, они не имеют право посылать солдат на войну или принимать законы, за соблюдением которых должны будут следить мужчины.
«Все работают, но наша мама суфражистка. — Я бы хотел проголосовать, но жена не пускает»
Лорд Керзон приводил и другие аргументы. У женщин «беспокойный темперамент» и «несбалансированный разум», и в особенности это проявляется в «экстренных ситуациях на фоне эмоционального перевозбуждения». Ему вторили и другие. Выступающий на митинге, состоявшемся в 1910 году на Трафальгарской площади, заявлял, что право голоса для женщин «выставит Англию на посмешище других европейских государств, принесет страдания в наши дома и положит конец Британской империи».
«Дайте женщинам управлять страной! — О, где же моя гулящая жена проводит этот вечер?»
Но не стоит считать, что суфражистской инициативе противостояли только мужчины. Среди ее противников было много женщин. Американка, некая мисс Альберт Лезерби, писала, что избирательное право для женщин будет «вредить интересам государства, его предлагает ввести «кучка истеричных и фанатичных бабенок», которые приводят «показушные аргументы, сдабривая их воинственными воплями».
«Даже у самых стойких суфражисток есть слабости»
Антисуфражистки были уверены, что для процветания западного общества женщины и мужчины должны действовать в разных сферах жизни: мужчинам отводилась роль в публичной жизни, а женщинам — дом и дети. Они считали женщин охранителями морали, хранителями семейного очага и мира, которым не следует лезть не в свое дело. От мужчин ожидали того же — впрочем, они особо и не претендовали на эти роли.
«Спокойствие, наконец»
В антисуфражистской петиции, опубликованной в газете New York Times в 1894 году, получение женщинами права голосовать называлось «перекладыванием обязанности заниматься политикой с мужских плеч на женские». Женщины, написавшие ее, аргументировали свою мысль тем, что им и так нужно заниматься кучей работы по дому — а тут еще их и голосовать заставляют!
«Ему придется следить за всякими мелочами»
В другом памфлете, написанном антисуфражистками, эта мысль раскрывалась более подробно. «Говорят, что голосовать легко и быстро, — писали они. — Если бы это был простой механический акт, мы бы не имели ничего против, но голосовать — значит делать это осмысленно и честно. И как достичь этой осмысленности, как не благодаря посещению кокусов, праймариз, политических конвенций и личному знакомству с кандидатами». На это, разумеется, женщинам придется тратить время, которого у них нет.
«Разум женщины под увеличительным стеклом»
Интересно, что женские антисуфражистские организации, в отличие от мужских, были более популярные. В декабре 1908 года был создан британский Мужской комитет против женского избирательного права. Одним из его основателей был тот самый лорд Керзон, о котором шла речь выше. Несмотря на то, что члены комитета были опытными политиками, им не удалось собрать на его работу значимую сумму денег, в отличие от аналогичного женского комитета.
«Когда женщины получат право голосовать, быть холостяком станет незаконным»
В 1918 — 1920 годах все закончилось. Во многих европейских странах, а также в США были приняты законы, дающие женщинам право голоса. Мужчины-активисты, состоявшие в антисуфражистских организациях, разошлись по домам и продолжили свою жизнь в новой реальности, в которой, несмотря на изменения в законодательстве, практически ничего не изменилось. Антисуфражистки, впрочем, не сдавались дольше. «Наша работа не закончилась, она продолжается!» — говорила Беатрис Чемберлен на последнем заседании Национальной лиги против женского избирательного права. Так и произошло. Сам по себе суфражизм и антисуфражизм исчезли как явление, однако сторонники и сторонницы той и другой точек зрения продолжили формировать либеральную и, соответственно, консервативную повестки в обществе.
07.07.2018