5 эффективных попыток строительства коммунизма, и что из этого вышло

0
417

Практически удачные попытки построить коммунизм

История двадцатого века знала немало попыток строительства социализма и коммунизма, в основном, кровавых и бесславных. Но бывали случаи, когда реализация этих красивых на бумаге идей, действительно, была близка к успешному осуществлению. Некоторые из них существуют и в наши дни.

Поселок Пирамида, Шпицберген

История русского присутствия на арктическом архипелаге Шпицберген насчитывает уже несколько сотен лет. Первыми эти северные земли начали осваивать в частном порядке поморы, а в двадцатом веке туда официально пришло советское государство. Трест «Арктикуголь» был основан в 1931 году, и уже в пятидесятых годах управлял на территории Шпицбергена четырьмя поселками: Баренцбургом, Колсбеем, Грумантом и Пирамидой.

В пиковые годы население советского Шпицбергена составляло под три тысячи человек, чтобыло больше, чем количество норвежцев на де-юре норвежском архипелаге. В основном, это были шахтеры, ведь именно добыча угля была и остается основой экономики тамошних мест. Люди ехали в Арктику за северной романтикой и длинным рублем. Рассказывают, что шахтеры на Шпицбергене зарабатывали по 700 рублей в месяц, в то время как в самом Советском Союзе зарплата в 200 рублей считалась уже очень хорошей.

Общий вид на поселок Пирамида на Шпицбергене

Витриной советского присутствия на Шпицбергене в течение нескольких десятилетий был поселок Пирамида, выросший возле одноименного рудника. Его изначально возводили как «Город Солнца», по всем правилам коммунистического строительства.

В поселке на тысячу жителей располагалось несколько жилых общежитий, общежитие для семейных сотрудников, больница, школа, детский сад, громадный спортивно-культурный центр, стадион, бассейн, подсобные хозяйства и, конечно же, шахта.

Общий вид на поселок Пирамида на Шпицбергене

Заботливое руководство пригнало в Пирамиду несколько барж с черноземом, на котором жители поселка тут же стали выращивать однолетние цветы.

Пирамида оказалась совершенно уникальным местом на Земле, где, действительно, был построен коммунизм. Сотрудники бесплатно жили в общежитиях, бесплатно питались в столовой (причем, по высшему разряду, с икрой и деликатесами), бесплатно отоваривались в магазинах и получали все возможные в населенном пункте услуги. Так что все заработанные тяжелым трудом в Арктике деньги скапливались на счетах рабочих в советском банке. Это позволяло всего за несколько зимовок скопить на кооперативную квартиру.

Практически все, кто жил в то время на Пирамиде, называют те годы лучшими в своей жизни. Конец арктическому коммунизму наступил с развалом Советского Союза. Тогда выяснилось, что добывать уголь на Шпицбергене — экономически нецелесообразно, а потому в 1998 году поселок и рудник были законсервированы.

Объявления в заброшенной столовой в поселке Пирамида

Жизнь вернулась в те места только через десять лет, когда была заново открыта гостиница «Тюльпан». Сейчас некогда коммунистический поселок Пирамида является центром международного туризма, куда едут люди со всего мира, чтобы увидеть воочию знаменитый «призрак коммунизма».

Мондрагонская корпорация

Попытки построить справедливое социалистическое и даже коммунистическое общество неоднократно принимались и в капиталистических странах, в том числе, в Испании времен диктатуры Франко.

Эта история началась в сороковых годах двадцатого века в маленьком баскском городке Мондрагон, куда прибыл на служение молодой священник Хосе Мария Аризмендиарриета. В 1943 году священнослужитель основал в бедном, пострадавшем во время Гражданской войны населенном пункте технический колледж. Это учебное заведение должно было стать основной для развития Мондрагона.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  Девушка-пилот из Новой Зеландии покоряет Инстаграм красивыми пейзажами

Хосе Мария Аризмендиарриета, основатель Мондрагонской корпорации

В пятидесятых годах в Мондрагоне усилиями Аризмендиарриеты и его учеников было основано несколько компаний по производству товаров широкого потребления. Эти фирмы были созданы по принципу кооперативов, в которых каждый участник, вне зависимости от должности, имел равное со всеми остальными право голоса и равное право на получение материальных благ по результатам труда. Упомянутый выше технический колледж стал местом подготовки профессиональных кадров для этих кооперативов.

В течение нескольких последующих десятилетий к созданному священником конгломерату компаний и учебного заведения присоединилось множество других кооперативов. В результате на заложенной изначально гуманистской социалистической основе выросла огромная корпорация. В ее составе выделились научно-исследовательские центры, банк для аккумуляции денег и инвестиций в новое производство, школы, больницы, магазины.

Вход в главный офис Мондрагонской корпорации

По мере роста доходов Мондрагонской корпорации повышался также и уровень социального обеспечения всех ее членов. При этом каждый сотрудник отлично понимал, что от эффективности его труда, он его личной ответственности и инициативности растут его личные доходы, как и доходы всего конгломерата кооперативов.

Интересно, что уровень доходов членов корпорации также определяется по принципу общего согласия. Члены каждого кооператива сами определяют, сколько получают обычные сотрудники и высшее руководство компаний. При этом соотношение доходов от наиболее низкого до самого высокого в среднем составляет один к пяти. Это позволяет даже рядовым рабочим иметь высокий достаток, но при этом стимулирует их постоянно работать над самосовершенствованием. Социальные лифты внутри Мондрагонской корпорации работают с завидной эффективностью.

Социалистические принципы построения Мондрагонской корпорации в некоторых аспектах превратились в хорошем смысле этого слова коммунистические. Общее владение средствами производства, общее распределение материальных благ (денег, услуг, материальных ценностей).

Коллективное принятие решений в одной из компаний Мондрагонской корпорации

Сейчас Мондрагонская корпорация вышла за пределы Страны Басков и даже Испании. Она имеет свои представительства и производственные мощности в США, Китае, Южной и Центральной Америке. Общее количество ее сотрудников составляет 74 тысячи человек, а годовой оборот — 12 миллиардов долларов.

Мондрагонская корпорация — это любимый пример левых со всего мира, доказывающих, что социализм и даже коммунизм с человеческим лицом возможен и успешно существует уже несколько десятилетий.

Колония Дигнидад

В 1961 году на территории Чили объявилась группа немцев во главе с проповедником Паулем Шефером. Это были представители протестантской секты, образовавшейся в ФРГ после Второй Мировой войны.

Немцы создали на своей новой Родине сельскохозяйственное поселение, ставшее известным под названием Колония Дигнидад. Это была огромная, обнесенная стеной и сторожевыми башнями территория площадью 137 квадратных километров, над которой фактически не властвовали законы Чили. Власти государства с радостью приняли у себя гостей и даровали их поселению особые экономические и административные права.

Центральный вход в Колонию Дигнидад

Взамен немецкие колонисты обязались заботиться о чилийских детях-сиротах, а также организовать бесплатное образование и медицинскую помощь в прилегающих к «Дигнидаду» районах. Также они пообещали обучить южноамериканских крестьян европейским методам ведения сельского хозяйства.

Коллективный снимок жителей Колонии Дигнидад

Жизнь колонии была организована на коллективных началах: коллективный труд, коллективное воспитание детей, коллективный досуг, коллективные приемы пищи, обязательное посещение церкви, раздельная жизнь мужчин и женщин.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  Брутальный и прекрасный мексиканский особняк

Кадр из фильма «Колония Дигнидад»

Де-юре колония была общей собственностью всех ее членов, но фактически абсолютной властью над нею обладал Пауль Шефер.

Экономика Колонии Дигнидад быстро шла в гору. Немецкое поселение превратилось в крупного поставщика сельскохозяйственной продукции для Чили. Она, действительно, открывала школы и больницы, заботилась о сиротах и неимущих, выпускала журналы, книги и рекламные буклеты. Но со временем всплыло, что колонисты также производили оружие, занимались контрабандой наркотиков, да еще и расправлялись с неугодными для чилийских властей времен диктатуры Пиночета политическими активистами.

Основатель Колонии Пауль Шефер под арестом

Прекрасное, справедливое, богатое и счастливое сообщество единомышленников, каковым показывала Колонию Дигнидад чилийская пропаганда, оказалось закрытой тоталитарной сектой с полным контролем членов, жестокими наказаниями провинившихся, убийствами оппозиционеров и растлением малолетних.

Все финансовое благополучие колонии было основано на невиданных преференциях со стороны властей Чили, использовании рабского труда, продаже оружия и прочих видах незаконной деятельности. Замешанный на религии коммунизм не имел реального отношения ни к коммунизму, ни к вере в Бога.

Колония Дигнидад существует и в наши дни. Но сейчас, после ареста Шефера и его сподвижников, после масштабного скандала, она превратилась в открытое для мира сельскохозяйственное поселение. Не такое богатое, как раньше, но вполне эффективное.

Центральный вход в Колонию Дигнидад в наши дни

Деревня Хуаси, Китай

Китай лишь номинально является страной с победившей коммунистической идеологией. В реальности это развитое капиталистическое государство, которым в качестве атавизма руководит компартия. Однако есть в Поднебесной места, жители которых до сих пор всерьез относятся к идеям построения коммунизма и всячески пытаются их реализовать.

В качестве наиболее наглядного примера можно привести населенный пункт Хуаси провинции Цзянсу, который называют «самой богатой деревней Китая». Хуасийское экономическое чудо началось в шестидесятых годах, когда новый председатель деревенской партийной ячейки, У Женьбао осознал, что благодаря сельскому хозяйству достичь благополучия всех местных жителей не удастся, а потому решил развивать на родных пенатах промышленность.

Металлургическое производство в деревне Хуаси

Резкий рост экономических показателей в Хуаси начался в восьмидесятых годах, во время реформ Дэн Сяопина. Тогда в деревне появилось множество заводов, в том числе, с иностранным капиталом. Сейчас в Хуаси более восьмидесяти промышленных предприятий, которые исправно выплачивают налоги в бюджет населенного пункта, а также платят ему за использованную землю.

Центральный район деревни Хуаси

Фактически Хуаси — это акционерное общество, членами которого являются все коренные жители деревни, а это около двух тысяч человек. Каждый из них получает свою часть от прибылей населенного пункта, а также множество других материальных благ.

К примеру, власти Хуаси построили для своих «акционеров» одинаковые просторные коттеджи, обеспечивает им бесплатное образование (среднее и высшее), медицину, страховку, а продукты в магазинах для жителей деревни отпускаются ниже себестоимости.

Жилые коттеджи для коренных жителей деревни Хуаси

Коренные хуасийцы и их многочисленные родственники ездят на дорогих автомобилях, имеют солидные счета в банках, отдыхают на лучших курортах по всему миру. За эти возможности они благодарят коммунистическую идеологию в целом и КПК в частности.

Однако это благополучие касается только тех, кто имеет местную прописку, а их не так много. В реальности высокий уровень жизни коренных хуасийцев основан на дешевом, низко квалифицированном труде почти тридцати тысяч рабочих местных фабрик. Они также живут в деревне, давно разросшейся до масштабов небольшого города, но не имеют права пользоваться всеми благами местного коммунистического общества. Разве что их дети ходят в школу бесплатно.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  Лоян: достопримечательности самого древнего китайского города

Мир узнал про Хуаси в 2011 году, когда там был построен и запущен в эксплуатацию 328-метровый (74-этажный) небоскреб. Инвесторами строительства стали сами жители деревни. В здании разместились офисные пространства, отель, торговый центр, а также жилые апартаменты. Это единственный в мире небоскреб, который расположен в деревне.

328-метровый небоскреб в деревне Хуаси

Деревня Омитара, Намибия

Жителям африканской деревни Омитара в Намибии не пришлось самим напрягаться, чтобы получать серьезный по меркам их страны достаток. За них все сделали немецкие благотворители. В 2008 году в этом небольшом населенном пункте начался социальный эксперимент по изучению влияния на людей безусловного основного дохода.

Каждый житель деревни младше 60 лет стал получать ежемесячно от немецких благотворителей 100 намибийских долларов (примерно 7 долларов американских) — сумму, которую вполне хватает на еду, медицину и образование для детей. В Омитаре также появились контролеры, которые проверяли целесообразность трат, ведь был большой риск, что осчастливленные заморскими спонсорами африканцы спустят все деньги на алкоголь.

Деревня Омитара, Намибия

Первые результаты данной социальной программы оказались очень даже положительными. Избавившись от необходимости выживать, жители Омитары стали более целеустремленными и амбициозными. Бедные семьи начали отдавать детей в школы, некоторые селяне открыли собственный мелкий бизнес. В Омитаре понизился уровень преступности, с 42 до 17 уменьшился процент жителей с недостаточным весом.

Школьники в деревне Омитара

Однако последующие исследования показали, что ситуация не такая радужная, какой казалось поначалу. Количество новых детей в школе было минимальным. Зато, чтобы получать больше денег от благотворителей, омитарские семьи стали больше рожать. В итоге население деревни всего за два года выросло с 1000 человек до 1400.

Борьба инициаторов проекта с алкоголем не принесла особого успеха. Оказалось, что в деревне за время эксперимента появилось восемнадцать подпольных точек продажи спиртных напитков. А в некоторых семьях все полученные от немцев деньги спускали именно на выпивку, так что дети из них вынуждены были сдавать пустые бутылки, чтобы купить себе хоть немного еды.

Также оказалось, что поля, на которых ранее работала большая часть жителей Омитары, опустели и заросли сорняками. Большая часть людей, получая дармовые деньги, вообще перестала работать — собственное дело открыли лишь единицы.

Медицинский осмотр в деревне Омитара

В итоге в 2009 году немецкие благотворители снизили уровень финансовой помощи африканцам, предполагая, что угроза оказаться без денег будет стимулировать их зарабатывать самим. В 2011 году они вообще прекратили эксперимент, что серьезно отобразилось на уровне жизни в деревне.

В 2014 году представители итальянской методистской церкви возобновили финансовую поддержку жителей Омитары, которые за время предыдущего эксперимента совсем разучились работать и брать на себя ответственность за собственную жизнь.

К сожалению попытки строительства идеального коммунистического общества чаще всего заканчивались неудачами. Одним из таких примеров стала Северная Корея — рай на Земле, если верить её лидерам, и кромешный ад, по словам граждан этой страны, которым удалось каким-то чудом её покинуть.

источник

20.09.2016

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь