Операция «Энтеббе». Как евреи хотели создать Израиль в Уганде

0
625

В течение многих веков евреи чаяли обрести собственное государство. В качестве пристанища они рассматривали не только Землю обетованную, но и другие места планеты, например, Восточную Африку.

Переселение по-английски

14 августа 1903 года британское правительство сделало Сионистской организации официальное предложение о создании автономного еврейского поселения в Британской Восточной Африке на территории Кении, носившей название Уганда (не путать с современным государством Уганда).

Эта идея возникла годом ранее на встрече одного из лидеров сионизма Теодора Герцля и британского банкира Натана Ротшильда, а позднее была обговорена с секретарем по делам колоний Джозефом Чемберленом.

Согласно разработанному плану, внутреннее управление поселением должно было быть автономным, но верховная власть — принадлежать британскому правительству. Границы территории еврейского государства не обговаривались и должны были быть установлены после консультации с британскими экспертами и заключения специальной комиссии Сионистской организации, которая планировала изучить место предполагаемого поселения.

Британские чиновники и банкиры мотивировали эту идею желанием помочь еврейскому народу, страдающему от погромов в Европе. Однако, по сей видимости, Великобритания в первую очередь руководствовалась стремлением привлечь в Восточную Африку профессиональную рабочую силу и капитал для экономического развития региона.

Были у Лондона и другие резоны. Недавно закончилась англо-бурская война и британские власти были заинтересованы в том, чтобы поселить на территории «черной Африки» цивилизованных белых жителей и упростить для себя решение вопроса противостояния с местными народами.

Впрочем, благородную идею помощи не следует полностью сбрасывать со счетов. Несмотря на то, что в Британии евреи также подвергались дискриминации, как и в континентальной Европе, английский антисемитизм был все же сдержаннее и терпимее. А в некоторых аристократических и литературных кругах викторианской Англии даже культивировались доброжелательно-романтические чувства к евреям.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  Как приносить извинения, если вы не можете прийти на свадьбу?

Мечты Герцля

Основатель Всемирной сионистской организации Теодор Герцль как никто другой болезненно реагировал на любые проявления антисемитизма. Его до глубины души возмущало, как публика культурной столицы Европы — Парижа может выкрикивать «смерть евреям!» и тому подобные лозунги. Особенно острым вопрос о спасение восточноевропейского еврейства стал в дни Христианской Пасхи 1903 года, когда разразился кровавый погром в Кишиневе.

Усилившиеся антисемитские настроения в Европе на рубеже XIX-XX веков и рассеяние евреев, бежавших от притеснения из России окончательно убедили Герцля в необходимости создания еврейской автономии.

Несмотря на существенные разногласия Герцля с другими лидерами Сионистской организации Оскаром Мармореком и Максом Нордау, сходились они в одном: евреям нужно собственное независимое государство. А вот вопрос о его месторасположении продолжал оставаться дискуссионным.

Доктор Герцль пытался разъяснить суть британского проекта и свою позицию: «Уганда — не конец сионизма, Уганда — только узловая станция, сборный пункт для Израиля на пути к Сиону. История Израиля собирается повторить в Уганде самое себя. Разве Африке впервые служить евреям этапом к переходу в землю обетованную? Вспомните патриарха Иосифа и землю Гесем».

Далеко не все евреи поддержали идею переселения в Африку, хотя ее преимущества видели даже представители других национальностей. К примеру, русский прозаик Александр Амфитеатров писал: «Чудесно там, право! И пальмы, и море, и даже жирафы!». Он доказывал своему другу ребе Нухиму, что Палестина не в состоянии прокормить евреев, если сионистское движение примет гораздо больший масштаб.

«Палестина — камень и песок, одичалые горы, запущенные степи, тощие реки, безлесье, отвратительное побережье, солончаки, малярия, бедуины, саранча… Вы задохнётесь в этой банке с песком хуже, чем даже в вашей злосчастной черте оседлости», — аргументировал Амфитеатров.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  10 российских фильмов, которые выйдут в прокат в марте

По мнению историков, Герцль, продвигавший план еврейской автономии, имел в этом и собственный интерес, который, прежде всего, заключался в установлении тесных связей с британским правительством. Официальный Лондон мог бы оказаться полезным в осуществлении переселения и обустройства евреев на новых территориях, а в перспективе усилил бы позиции Сионистской организации на переговорах о создании еврейского государства в Эрец-Исраэле.

В конечном итоге, мотивы Герцля были преимущественно стратегическими: создание так называемого «убежища на ночь» — Nachtasy, что не составляло отклонения от Базельской программы (принята на 1-м Сионистском конгрессе), предусматривавшей публичное правовое убежище евреев в Палестине.

Раввин Берл Вайн отмечал, что для Герцля сионизм был не религиозной идеей или ветвью еврейской истории и традиции, а новым прагматическим подходом к решению проблемы еврейского страдания. Поэтому Уганда была приемлема, как любая возможная территория.

Раздор

План Уганды был предоставлен Герцлем на 6-м Сионистском конгрессе в августе 1903 года. План вызваложесточенные дебаты. В ходе конгресса большинство российских членов Исполнительного комитета Сионистской организации вручили Герцлю заявление о своем несогласии с планом и покинули зал заседаний.

Но в конечном итоге план был поддержан 295 голосами (против высказалось 178, воздержалось 132). По итогам конгресса в Уганду была отправлена комиссия, которая должна была оценить перспективы создания еврейской автономии в Африке. Однако споры на этом не закончились, что ставило под угрозу единство сионистского движения.

В октябре 1903 года противники плана Уганды на Харьковской конференции объединились в группировку Ционей Цион («Сионисты Сиона»), лидерами которой стали российские евреи-хасиды Иехиэль Членов и Менахем Усышкин. Герцль отказался принять делегацию, направлявшуюся к нему с ультиматумом, требовавшим отречься от плана Уганды. Однако на неофициальной встрече с представителями оппозиции Герцль все же сумел убедить их, что он намерен продолжать добиваться признания права евреев на поселение в Палестине, что спасло Сионистскую организацию от окончательного раскола.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  Почему Гитлер так легко покорил сильную Францию

На заседании Исполнительного комитета 11 апреля 1904 года между конфликтующими сторонами было достигнуто примирение. К этому времени вернулась еврейская комиссия из Уганды, признавшая территорию для расселения негодной. Кроме этого, к плану Уганды охладело и британское правительство.

Споры вокруг плана переселения евреев в Восточную Африку все же стоили сионистскому движению целостности. Так, организацию покинул известный писатель Исраэль Зангвилл и создал собственное движение территориализма. Вышли из организации и многие сионисты России.

В июле 1905 года, незадолго до 7-го Сионистского конгресса, который должен был окончательно решить вопрос об Уганде, Теодор Герцль скоропостижно скончался от сердечного приступа.

Только Эрец-Исраэль

После смерти Герцля идеи его продолжили жить. Израэл Зангвилл, выдвинувший лозунг «земля без народа для народа без земли», и дальше рассматривал возможность создания еврейской автономии в любом месте планеты. Следующие несколько десятилетий он пытался основать еврейское государство в Австралии, Африке и Северной Америке.

Любопытно отметить, что накануне Второй мировой войны в Польше в рамках предполагаемой польской колонизации Мадагаскара возникло движение по переселению евреев на этот остров. С началом войны уже Третий рейх не без влияния британской угандийской программы разрабатывал план принудительного переселения всех евреев из Европы на Мадагаскар.

На 7-м Сионистском конгрессе план переселения евреев в Уганду на основании отрицательного заключения комиссии, направленной в Восточную Африку, был окончательно отвергнут. Делегаты конгресса приняли резолюцию, гласившую, что, «согласно Базельской программе, Сионистская организация должна содействовать поселению евреев только в Эрец-Исраэль». Говорят, что незадолго до своей смерти и сам Теодор Герцль произнес: «Палестина — единственная страна, где наш народ может обрести покой».

источник

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь